"Фотокоры" (СССР)
Относительно массовые довоенные "Фотокоры" (1930-х) с форматом негатива почти с нынешний популярный отпечаток в 10см. на 15см. Негативы были стеклянными, в виде пластин с нанесённой эмульсией. Раньше эмульсию наносили сами фотографы, готовили растворы, покрывали, сушили – и всё в темноте, во избежание засветки (иногда при работе с чёрно-белыми фотоматериалами спасала красная лампа, к красным лучам которой чёрно-белые фото-эмульсии были не чувствительны). Вот была работёнка, не то что сейчас (нажал на кнопку и готово). А каким был процесс фотосъёмки – целая церемония! (Это вам не нынешние "из под ноги"). Поэтому фотографов уважали.
Такие камеры стоили дорого, были дефицитными, люди копили деньги на покупку, охотились за ними, выстаивали очереди. А поначалу их было вообще "не достать" – ими награждали, как медалями, только особо отличившихся граждан. Но альтернативы в виде более простых решений тогда не было.
Затем был освоен выпуск уже готовых фото-пластин. Пластины были в непрозрачных металлических кожухах. В тыльную часть камеры вставлялась только одна пластина, затем из неё вынималась защитная заслонка (см. фото внизу) и фото-пластина была готова к экспонированию (фотосъёмке). Для следующего снимка защитная заслонка вновь вставлялась в кожух во избежание засветки уже сделанного кадра, кожух с фотоматериалом вынимался и в камеру вставлялся новый кожух с новым фотоматериалом. И для нового снимка всё по новой. Позднее уже в фотоплёночную эру умельцы наловчились вставлять в кожух вместо фото-пластин куски фотоплёнки – и вперёд. "Очень "прикольно" получается", – объяснил мне один из таких умельцев.
А поскольку в те времена размер получаемого стеклянного негатива был сопоставим с нынешним форматом отпечатка 10см. на 15см. – отпечатки даже очень большого формата получались превосходного качества и детализации, практически беззернистыми, даже несмотря на очень несовершенные и зернистые тогда эмульсии. Как раз из-за несовершенства фотоэмульсий фотография стартовала с больших форматов негативов и в жёстком пластиночном варианте. Плёнку научились делать позже и тоже первоначально она была большого формата по тем же причинам.
Эти "Фотокоры" отец принёс с помойки. Вот так – нашу историю да на свалку! А что взамен? Их история! Весьма недалёкая во всех смыслах этого слова!
Камеры такого типа называются "гармошками" или гармошечными камерами. Дело в том, что для больших форматов негативов требовались большие рабочие отрезки для оптики и эти рабочие отрезки обеспечивались мехами, из-за которых габариты камер становились весьма внушительными. Однако имелась возможность складывать (сжимать) меха благодаря их конструкции вот именно что как у гармошки. И тогда в сложенном походном положении они становились гораздо компактнее. Другие варианты назывались боксовыми (боксами), где рабочие отрезки обеспечивались жёсткими корпусами самих камер (см. раздел "боксы") и эти камеры всегда оставались габаритными. Первоначально объективы были несъёмными (жёстко-встроенными), но потом появились камеры со сменной оптикой и вот тогда "гармошки" или камеры гармошечного типа вымерли окончательно, поскольку крепить съёмную оптику на меха – это делать конструкцию слишком хлипкой и хрупкой, к тому же легко деформируемой. Поэтому остался только жёсткий корпус, который и дожил до наших дней. Правда для малоформатной "узкой" плёнки размеры корпусов камер сильно уменьшились, а вот для крупноформатной широкой плёнки размеры корпусов остались довольно внушительными, к тому же гораздо более внушительной по габаритам является и сменная оптика для таких камер. В ранние времена несменная оптика являлась как бы нормальной (типа человеческий глаз), то есть по изображению являлась как бы эквивалентом обычному человеческому взгляду (глазу), но для широкого (крупного) формата плёнки габариты такой оптики по длине соответствовали двух и более кратному телеобъективу для "узкой" (малоформатной) плёнки, да и по ширине тоже были более объёмными, поскольку большой крупноформатный фотоматериал требует больше света (хотя бы из-за своей большей площади) в сравнении с малым форматом и при тех же параметрах светосил оптики площади линз у широкоформатных фотокамер будут больше. Вот и по сей день габариты широкоформатных камер и оптики к ним остаются весьма внушительными и поэтому менее привлекательными для широких масс (сделавших выбор в пользу "узкого" фотоматериала формата 24 мм. на 36мм. и даже меньшего).
Вот ещё пример камеры гармошечного типа ("гармошки") для плёнки большого формата (широкоформатной). В сложенном положении такие камеры заметно компактнее "боксов" на том же формате плёнки. Ради этого и стоило "огород городить" в ущерб простоте и надёжности, поскольку конструктивно "гармошки" устроены гораздо сложнее – в рабочее положение объективы выдвигаются на мехах и салазках-направляющих, при этом оптическая ось линз объектива должна сохранять как можно более строгий перпендикуляр относительно фотоматериала (т. е. вся эта подвижная механика должна быть очень точной (прецизионной)). Объективы при этом могли оставаться точно такими же и в гармошечном, и в боксовом исполнении, поскольку они были рассчитаны на тот же рабочий отрезок и оставались несменными (жёстко-встроенными).
А это уже "гармошка", рассчитанная на использование ставшей на долгие годы привычной "узкой" плёнки 24мм. на 36мм. в рулончиках и бачках. Когда такая плёнка уже появилась, конструкции камер ещё оставались прежними до появления "дальномерок" и "зеркалок" (о них в соотв. разделах).
В сложенном положении такая "гармошка" с "узкой" плёнкой очень компактна – покомпактнее иных появившихся гораздо позже совсем простых в управлении "мыльниц".
Кстати, что касается управления, то старые камеры гармошечного типа ("гармошки") были вполне полноценно снабжены механизмами управления скоростью затвора (выдержкой) и диафрагмой (апертурой) самого объектива. А вот для правильного выбора сочетаний этих двух параметров поначалу требовалось сверяться по специальным таблицам, потом появились первые внешние экспонометры, рассчитанные на угол зрения оптики типа человеческий глаз, позднее уже продвинутые "спотметры" и "флешметры", у которых замер света мог охватывать диапазон от широких углов (для широкоугольной оптики) до отдельных областей, обычно выхватываемых теле-оптикой. Ну и, конечно, на самих фотокамерах появились измерители света (экспонометры) сперва для своих же жёстко-встроенных объективов (на угол охвата которых эти измерители (экспонометры) и были первоначально рассчитаны), а потом появился и самый прогрессивный до последнего времени TTL-замер (TTL = through the lens = через линзы), где свет меряется уже непосредственно через сам объектив по его углу охвата (что позволяет использовать любую сменную оптику). В этом замере тоже есть нюансы типа точечных, средневзвешенных и матричных замеров, но сам принцип замера через линзы остаётся неизменным. Более подробно читайте об этом в моём учебнике и в разделе "Экспозамер".
Такие камеры в своё время были очень массовыми и выпускались миллионными тиражами. Сейчас они доступны в продаже на вторичном рынке и цены хоть и кусаются, но остаются по карману очень многим. Для съёмок некоторые экземпляры годятся, но мало кто теперь уже снимает такими камерами. Их берут, в основном, коллекционеры.
Появились, так же, реплики, когда что-то там такое налепят в старом стиле, и вроде как бы сойдёт за старину. Спрос рождает ещё и вот такое предложение.