Agfa-box (Германия)
Эту камеру отец так же принёс с помойки. И их далёкую историю на свалку! А что это была за история – вы знаете, чтобы вот так относиться? Широкоформатная плёночная камера немецкой фирмы Agfa. Все начинали с больших форматов и только потом переходили на меньшие. Это первые массовые камеры, аналогов которых у нас нет. Лишь позднее мы начали клонировать более поздние массовые модели из-за границы. А эти немецкие клонировали другие страны. Например у меня была почти точно такая же американская камера Kodak-box, подаренная мною знакомому коллекционеру из Германии. Да – Кодак тогда держал темп прогресса (когда он был) и лишь потом (ближе к концу 20-го века) марка пошла по рукам как проститутка, лепясь на разные дешёвки. Впрочем – немецкие марки постигла та же участь.
Описанный в разделе "гармошки" "Фотокор" также был клоном немецких и американских камер гармошечного типа, тех, у которых объектив выдвигался в рабочее положение (на длину рабочего отрезка) на мехах. В том разделе, кстати, тоже немецкая "гармошка" Voigtlander соседствует с аналогичной американской от фирмы Kodak.
В случае этой камеры рабочий отрезок объектива обеспечивается длиной коробки камеры, из-за чего корпус камеры довольно громоздкий и постоянный в своих габаритах. Камера с объективом на мехах типа "гармошка" в сложенном положении гораздо компактнее (в случае того же формата плёнки), но, разумеется, при выдвижении мехов в рабочее положение компактность теряется (и обретается вновь в сложенном походном положении).
В данной камере объектив на мехах не выдвигается – рабочий отрезок обеспечивается размером корпуса ("коробки"), а плёнка при этом проходит кадровое окно в самой тыльной части. Формат кадра меньше, чем у пластиночных камер вроде "Фотокора" и аналогичных, зато массовые плёночные камеры стали в среднем компактнее и появилась возможность заряжать рулонную плёнку, чтобы делать на ней сразу много кадров, а не возиться с каждой отдельной пластиной. (Вы представляете какими до этого были хранилища негативов (пластин)?!). Ну а в дальнейшем по мере совершенствования фотоплёнки необходимость в уж очень больших негативах (типа пластиночных) отпала.
Вот что пишет про эту камеру журнал Фотокурьер:
Бокс-камера AGFA за 4 дойч-марки.
Легендарная AGFA Box camera 1932 года. По этой нехитрой в изготовлении коробочке сходили с ума сотни тысяч немцев. Камера выпускалась в нескольких модификациях.
С трудом верится, что эта неприметная вещь: - чёрный ящик из картона, с кожаным ремнём для переноски, была предметом массовой истерии. Две крышки листового метала впереди и сзади, крохотный зеркальный видоискатель и скрытый внутри достаточно примитивный стеклянных объектив, вот, пожалуй, и всё. Перед вами Agfa-Box-камера.
Несмотря на простоту, это был вполне работоспособный аппарат, которым удавалось получить вполне качественные любительские снимки. Глядя на буклеты, поражает невероятно низкая цена на этот фотоаппарат - всего 4 имперские марки.
Но именно эта невероятно низкая цена летом 1932 г. привела в восторг половину населения Германии и на долгие десятилетия сделала их фотолюбителями.
А всё дело в том, что в период острого кризиса, который переживала Германия в то время, падало производство фотоплёнки. А именно её продажи в основном и составляли основной доход фирмы.
С намерением привлечь как можно больше внимания к своей продукции, Agfa, самый большой производитель камер и плёнки в Германии, развернула широчайшую рекламную кампанию в прессе и на радио. С помощью СМИ была объявлена "бакнотно-поисковая" игра.
Участники должны были разыскать четыре банкноты, достоинством в одну марку, с литерами A, G, F и А на номерах банкнот. На эти четыре "AGFA-марки" в фотомагазинах можно было купить "настоящий фотоаппарат", а именно Agfa-Box-камеру. Учитывая те цены на фотокамеры, эта акция вызвала серьёзный интерес и потребительский рынок мгновенно проглотил наживку.
Надо сказать, что от периода раздробленности в Германии осталась традиция децентрализованного изготовления денежных знаков. Различные города, бывшие столицы независимых королевств, имели право печатать общеимперские деньги. Для различия места изготовления денежных знаков на монетах и банкнотах ставилась одна буква, указывающая на место изготовления. А - Берлин, G - Гамбург, и так далее. За камеры требовали 4 рейх марки, но не простых. Вроде бы простое задание, однако здесь крылся подвох. Дело в том, что тиражи выпуска банкнот на разных монетных дворах были разные. Основную массу изготавливали на Берлинском монетном дворе, и найти их не представляло труда. Более 90 процентов банкнот маркировано этим знаком. А найти банкноту, отпечатанную в бывшем Имперском Вольном Городе Гамбург, это, признаться, непростая задача. А уж собрать все... Однако дирекция упустила из виду, что на руках населения хранится огромное количество серебряных монет номиналом в 1 марку. Металлические монеты традиционно выпускались на различных монетных дворах, чтобы избежать транспортных издержек при перевозе мелочи.
Именно в разгар экономического и политического хаоса кризисного 1932 года немцам казалось, что у них нет ничего более желанного, чем этот картонный фото-ящик. В Берлин было отправлено 100 000 экземпляров бокс-камер - это всё, что имела фирма. Но через два дня они закончились. Фото-торговцы не справлялись со спросом. Назревала скандальная ситуация. Клиенты властно требовали обещанных боксов. В магазинах скопилось множество принятых, но не отоваренных "agfa-марок", а боксов не было.
Мюнхенский завод Agfa подключил к этой программе все свои весьма немаленькие ресурсы и, расшевелив поставщиков, стал клеить, прибивать и клепать в три смены и без выходных, из последних сил. Усилия не пропали даром. Ежедневно удавалось изготовить дополнительно до 800 фото коробок. Шум вокруг акции прекратился только в середине октября. Торговле было передано в общей сложности почти 900 000 бокс-камер.
Agfa-Box камера не только реликвия для фото-собирателя, она стала хрестоматийным началом в области рекламы. Кампания вокруг бокс-камеры 1932 года ещё и сегодня считается классическим примером гениального маркетинга.
Статья проиллюстрирована многочисленными модификациями камеры AGFA-box, но только на одной вот этой иллюстрации камера полностью совпадает с моим экземпляром. Остальные имеют отличия большей или меньшей степени (в основном – косметические). Жалко, что утеряна коробка и возможно в помойке она тоже валялась, но просто мой отец не стал всё перерывать. Без такой оригинальной тары историческая ценность камеры будет не максимально высокой.
Немецкая промышленность со своими бокс-камерами стартовала поздно. Только после конца великой инфляции 1923 г. А/О Ica (Дрезден) показало Берлину первую настоящую бокс-камеру, рассчитанную на использование роликовой плёнки. Уже тогда представление этих немецких фото ящиков опаздывало на четверть века.
Ведь ещё в конце ХIX столетия предприятие "Истман Кодак Ко" (г. Рочестер, США), учредителем которого был Джордж Истман, разработало и внедрило в широкие массы американских фотографов идею бокс-камеры. Это было нужно, чтобы, продвигая на рынок дешёвые бокс-камеры, максимально увеличить продажи негативных плёнок.
Секторный затвор первенцев-боксов семейства Кодак (1888 г.) имел единственную выдержку 1/30 сек. и съёмка велась при постоянном значении диафрагмы 11. Кроме того, чувствительность новорожденной фотоплёнки была очень скромной. Из-за столь невыгодных экспозиционных сочетаний работать с боксом было возможно только при ясной, солнечной погоде. Позже, по мере совершенствования аппарата и светочувствительных материалов, съёмочные возможности расширялись, работа с бокс-камерой упростилась.
С появлением в продаже германских бокс-камер с их дешевизной и вполне приемлемым качеством, занятие фотографией в 30-е годы превратилось в настоящий "народный спорт".
Особенности бокс-камер: - простая камера для роликовой плёнки, имеющая конструкцию ящика, как правило, оборудованная зеркальным видоискателем, простеньким объективом постоянного фокуса и единственной выдержкой затвора.
Под зеркальным видоискателем в данном случае имеется в виду устройство, состоящее из линзы, проецирующей изображение, зеркала, отражающего вверх, и матового стекла, на котором это изображение рассматривается.
Форматы для бокс-камер преимущественно 6 на 9 см. (на роликовую плёнку тип 120), но были и меньшего формата (4,5 на 6, 4 на 6,5, 6 на 6, 3 на 4, 5 на 7,5, 6,5 на 11). Оптика, как правило, представляет собой конструкцию, состоящую из простого мениска, и монтируется в корпус камеры. Имеются боксы с двойным объективом (Periskop), состоящим из двух симметрично расположенных менисков. И совсем редко попадаются ахроматические объективы, у которых исправлена хроматическая аберрация для двух цветов: фиолетового и жёлтого (астигматизм же у них неустраним). Апертуры (светосилы) объективов как правило очень маленькие (8, 11), чтобы свести всевозможные аберрации к минимуму (на таких примитивных линзах). Затворы весьма разнообразные: секторные, вращающиеся (диск с вырезом), затворы-клапаны (поднимающаяся и падающая пластина). Стандартная выдержка, как правило, одна, и чаще всего это 1/30 сек.
Кстати, что касается управления, то старые камеры как гармошечного типа ("гармошки"), так и "боксы" – были вполне полноценно снабжены механизмами управления скоростью затвора (выдержкой) и диафрагмой (апертурой) самого объектива (конструктивные подробности пока опускаю). А вот для правильного выбора сочетаний этих двух параметров поначалу требовалось сверяться по специальным таблицам, потом появились первые внешние экспонометры, рассчитанные на угол зрения оптики типа человеческий глаз, позднее уже продвинутые "спотметры" и "флешметры", у которых замер света мог охватывать диапазон от широких углов (для широкоугольной оптики) до отдельных областей, обычно выхватываемых теле-оптикой. Ну и, конечно, на самих фотокамерах появились измерители света (экспонометры) сперва для своих же жёстко-встроенных объективов (на угол охвата которых эти измерители (экспонометры) и были первоначально рассчитаны), а потом появился и самый прогрессивный до последнего времени TTL-замер (TTL = through the lens = через линзы), где свет меряется уже непосредственно через сам объектив по его углу охвата (что позволяет использовать любую сменную оптику). В этом замере тоже есть нюансы типа точечных, средневзвешенных и матричных замеров, но сам принцип замера через линзы остаётся неизменным. Более подробно читайте об этом в моём учебнике и в разделе "Экспозамер".
Такие камеры в своё время были очень массовыми и выпускались миллионными тиражами. Сейчас они доступны в продаже на вторичном рынке и цены хоть и кусаются, но остаются по карману очень многим. Для съёмок некоторые экземпляры годятся, но мало кто теперь уже снимает такими камерами. Их берут, в основном, коллекционеры.
Появились, так же, реплики, когда что-то там такое налепят в старом стиле, и вроде как бы сойдёт за старину. Спрос рождает ещё и вот такое предложение.