НАЗАД (BACK)


Виктор Хара - Певец (El Cantor) Victor Hara (Jara)

Посмотрев на этот портрет в конце - многие могут подумать, что это какая-то ошибка. Ну в начале-то понятно, что никакой ошибки быть не может - Че Гевара - красавчик, а тут вроде как бы типа какой-то серийный маньяк, но внешности обманчивы в обоих случаях. Если судить по делам, то всё с точностью до наоборот и уж тут Че, скорее, одержимый - и неоднократно, но понятно, что за счастье народное, за справедливость, против угнетения (ну как он это понимал).

А тут - Виктор Хара (Victor Jara) - певец, композитор, поэт-песенник - в общем - бард, который оказался больше, чем бард, поскольку тоже боролся за счастье народное, за справедливость, против угнетения (ну как он это понимал), но при этом не пролил ни капли чужой крови (только свою).

И кто в результате получил самую страшную кару? Виктора Хару пытали 4 дня, руки и голову превратили в месиво, всадили почти 50 пуль, примерно столько же переломав костей (насчитали при вскрытии). В этом плане с Че обошлись гуманнее, если этот термин применим к убийству. Вот такой парадокс - чем беспощаднее ты борец - тем гуманнее с тобой обойдутся (даже если "грохнут"). Поэтому лучше быть примитивным воякой, чем талантом и уж тем более гением, противостоящим диктаторскому режиму. Хотя Че, как и Виктор - в довоенной мирной жизни были образованными и интеллигентными людьми (можно сравнить послужной список обоих из и-нета), но в военное время Че примитивизировался  до вояки (пусть и в должности командира) и ничего больше после себя не оставил, в то время как Виктор до конца оставался писателем (пусть и песен) и даже во время ареста на стадионе продолжал записывать что-то на клочках бумаг (вояк это разозлило больше, чем возможное активное сопротивление). Кстати несмотря на то, что солдаты диктатора Пиночета попытались уничтожить все записи Певца на всех носителях - даже то, что сохранилось - ввело Виктора Хару в пантеон лучших сочинителей и исполнителей латиноамериканских песен.  

Оба борца (Че Гевара и Виктор Хара), заплатив за свою борьбу своими жизнями, в конечном счёте, победили. Че победил даже в большей степени метафизически - став знаменитостью, авторитетом и символом, так сказать, всеобщей борьбы всего хорошего против всего плохого, хотя в его стране (на Кубе), в которой он как бы типа победил окончательно даже ещё при жизни - дела идут не важно, хотя вроде бы все счастливы, довольствуясь совсем малым (благо климат позволяет).

В Чили, где при жизни проиграл, и только много позже всё-таки победил Виктор Хара - дела вроде бы получше и с демократией, и со свободой, и с правами человека (и как следствие - в экономике). И даже убийцы Виктора Хары были наказаны - около 10-ти человек, участвовавших в многодневной расправе над Певцом - получили почти по 20 лет каждый, пусть и с сильным опозданием (в 2000-е годы, тогда как Виктора Хару убили в конце 1970-х).

Ну и ещё об Искусстве, важнейшим из которых является Кино (по словам В. И. Ленина). Вот нет тебя в кино - и не знает о тебе никто, поэтому и Джедаи как бы существуют на самом деле и даже основали религию Джедаизм. Ну ещё Дудеизм из другого кина - и ещё куча других религий, которые пришли из кинематографа. Ну плюс (вернее - огромный минус) ещё когда шедевральной фотографии, вроде Че-Геваровской - тоже нет, а вот эту если на майку - так все шарахаться начнут, считая, что ты поклонник маньяков и берёшь с них пример (а с других - шкуру).

Есть снимки Виктора Хары и посимпатичнее, но они грешат другими изъянами (низкое качество и разрешение, поскольку в те времена с фотографиями дело было откровенно дрянь, тем более в неразвитых странах, зато теперь с фотками везде норм., хотя снимать уже нечего и некого, кроме товарища Селфи). А про Че Гевару ещё и кина наснимали, в т. ч. и американцы. Про Чили тоже немало фильмов, но они, в основном, французские и советские. Но ни тех, ни других сейчас нельзя, поскольку каждый диктатор мнит себя Пиночетом и считается, что именно Пиночет автор того порядка в Чили, который эта страна сейчас имеет.

Ну вообще-то в молодости он был американским военным, позже был у американцев как бы "на ниточке", по инерции подчиняясь их командам - и те не позволяли ему творить совсем уж адскую жесть слишком долго, да и надолго задерживаться у власти. И много ли диктаторов могут этим похвастаться, после чего всё равно попасть под суд (во всех смыслах) и не остаться со знаком "+".

А фильм про Виктора Хару всё-таки был сделан и этот фильм, по-моему мнению, гениальный, поэтому никто и не решается повторить или сделать на ту же тему. Называется "Певец" ("El Cantor") и чтобы не путать с менее удачными "Певцами" - дата выпуска - конец 1970-х.

В детстве я смотрел его по советскому телевидению и что тогда слёзы градом, что сейчас - и таких же слезоточивых фильмов (для меня) больше нет и не знаю увижу ли. Но теперь этот фильм не доступен с русским переводом (хотя в советские времена перевод был сделан максимально полноценный) и в интернете есть только на языке оригинала - на немецком, поскольку был сделан в тогдашней социалистической части Германии - в ГДР - и современная объединённая Германия могла бы погордиться (а не брезговать) многими достижениями тогдашней ГДР хотя бы в кинематографе, на которые соседняя ФРГ не была способна (да и способности современной Германии в этом плане - под большим вопросом). Ну а вот теперь даже перевод на русский запрещён, поскольку ну какой же переводчик хочет повторить судьбу Виктора Хары? Самоубийц нет, тем более в такой жуткой форме (50 пуль, 50 переломов, 4 дня пыток, голова и руки всмятку). Ну и ещё респект американцу Дину Риду - другу Виктора Хары, который сделал всё что смог для увековечения памяти друга.

Фильм не приемлют примерно столько же людей, сколько и доверяют абсолютно (к тому же теперь его мало кто знает - завален кучами Д.. и Г..). В этом, наверное, и шедевр, а ещё и в том, что лучше всё равно не снять, как не критикуй, ну, например, за скупость и минимализм. Но минимализм - как чувство меры - признак великого, особенно в байопике, когда если и есть какие-то факты биографии, но нет полной картины, то минималистичностью добиваются большего правдоподобия.

Дин Рид, снявшийся в главной роли и срежиссировавший фильм, так же как и его друг Виктор Хара, - рисковал головой, лишь случайно не оказавшись рядом во время массовых арестов и загонов на стадионы (тот, на котором был убит Виктор Хара - теперь носит его имя), но рисковал до и после, бывая там со своими концертами и выступлениями (Дин Рид сам был певцом и композитором).

Конечно в те времена Дин Рид, возможно, был слишком "раздут" у нас, а в противовес наоборот минимизирован на родине в США. Но гораздо менее справедливо сейчас низвести до нуля и Дина Рида, и уж тем более Виктора Хару.

А впрочем - кто хочет повторить его судьбу - тогда можно и Дина Рида повспоминать, и уж тем более самого Виктора Хару. А можно и фильм "Певец" ("El Cantor") начать переводить с немецкого на русский (думаю - закончить не дадут из-за экстремизма и терроризма) - сразу же можно будет почувствовать "преимущества" Современной России над прежним СССР!

Конечно можно спросить, а какое отношение имеют эти люди к моей странице? Да самое прямое! Ну неужели кроме наград с изображением Ленина моя страница не заслужила наград с изображениями других не менее достойных людей?

Дин Рид , Dean Reed - Певец, композитор, режиссёр

Дин Рид (Dean Reed) - режиссёр и исполнитель главной роли Певца Виктора Хары в фильме "El Cantor" ("Певец").


НАЗАД (BACK)