Для разогрева предлагаю Вам статью из журнала Weekend известного независимого журналиста Сергея Пархоменко. В журнале Weekend было несколько статей от разных авторов на тему ностальгии по прошлому в отношении имевшихся тогда вещей. Затрагивались темы грампластинок, ёлочных игрушек, военных игрушек (солдатиков-пистолетиков). Ну обо всём этом поподробнее в других моих разделах, а тут очень симптоматичная и типичная статья на тему письменных и чертёжных принадлежностей.

 

Готовальня с золотыми гвоздиками.

Сергей Пархоменко.

 

Несколько раз в жизни, когда мне случалось вдруг найти давно исчезнувшую из виду вещь, я задавался вопросом, куда же всё-таки от нас девается то, что пропадает навсегда, безвозвратно?

Вот, например, недавно один из моих взрослых сыновей принёс мне школьные дневники и тетради, найденные при разборе старой рухляди в квартире, где я прожил свою предыдущую жизнь. За несколько лет, в комплекте. Большой картонный ящик. Я их зачем-то рассортировал в хронологическом порядке и по предметам.

    В тот момент я подумал: - ну хорошо, дневники и тетради нашлись, но где же фломастеры? Ведь были в то же самое время, в ранних школьных классах, толстые шестигранные болгарские фломастеры в плоских жестяных коробках. Вот где они?

Прошло сорок лет. Они же не могли за это время просто исчезнуть, улетучиться, распасться на атомы. Я видел однажды на пляже в Таиланде большой плакат, на котором было написано, сколько лет живут, пока природа не растворит их в себе без следа, разные вещи, выброшенные или обронённые человеком в океан. Банка из под кока-колы год (им. в виду - жестяная). Нейлоновые плавки три года. Резиновые вьетнамские шлёпанцы десть лет. Шина от машины двадцать пять лет. Пластиковый пакет из супермаркета пятьдесят. Стеклотара вечность (почти).

За сорок лет с толстыми-претолстыми фломастерами ничего не могло случиться. Где они? Лежат же где-то?

Так я думаю про разные вещи и пытаюсь представить себе, где именно они лежат и ждут меня. На загородной свалке под стометровым курганом прочего мусора? У побережья Ирана, на дне Каспийского моря, куда вынесло их течением Москвы-реки, потом Оки, потом Волги? Или всё-таки там же, на антресолях прошлой квартиры, но просто у дальней стенки, куда так и не добрались мои взрослые дети? Может быть ещё найдутся?

Или вот была дедушкина готовальня фирмы Faber. Левон Карапетович дедушка был архитектором. Т. е. он сам говорил, что он никакой не архитектор, а фортификатор. Потому, что работал в специальной архитектурной мастерской, запрятанной в недра Министерства внутренних дел, а потом Министерства обороны. И строил он, главным образом, подземные бункеры для управления войсками в случае войны. Сначала просто войны, потом ядерной войны. Правда, пару раз ему доставался красивый заказ: - правительственная дача, которой сверху был прикрыт очередной такой бункер. Для Ворошилова под Москвой. И даже, говорил он, для Сталина на абхазском озере Рица.

А ещё однажды мы шли с ним по Арбату, он остановился, поднял голову и показал мне высоко вверх. Там, под самыми облаками, торчал, красиво освещённый жёлтыми ртутными прожекторами, шпиль высотного здания на Смоленке, где МИД.

- Это я нарисовал, - сказал дедушка Левон Карапетович.

- Такой огромный дом?

- Дом не я - я только шпиль. Дом уже построили, подвели под плоскую крышу, как тогда делали небоскрёбы с крышами в Америке. Тут тоже такой же должен был быть по проекту. Но Сталин ехал мимо и поинтересовался, будет ли шпиль? Ничего не хотел, никому не приказывал, просто спросил.

Ну нас всех по тревоге собрали, на казарменное положение перевели, и мы за четыре ночи этот шпиль спроектировали, рассчитали, расчертили. Бетонную конструкцию наверху здание не выдержало бы. Поэтому мы придумали металлический каркас, обшитый стальным листом и раскрашенный под гранитную облицовку. У меня прямо с кульмана строители вырывали листы, я не успевал расписываться под ними: - надо было на завод металлоконструкций везти. Так и построили и стоит до сих пор. Вон слегка ржавеет в швах облицовки, между листами. Подтекает по краске...

Я посмотрел и разглядел, как подтекает. Оно, кстати, и теперь подтекает, если сзади со стороны переулков смотреть. Ржавчина до конца не закрашивается.

Шпиль и домик на Рице, и дачу Ворошилова, и бункеры дедушка чертил инструментами из очень хорошей немецкой готовальни фирмы Faber. Когда работа кончилась и он вышел на пенсию, то принёс готовальню с работы домой.

Она лежала в книжном шкафу за стеклом, поверх собрания сочинений Эмиля Золя в светло-коричневом переплёте. Иногда разрешалось её достать. Надо было снять красный бархатный чехол, слегка обсыпающийся короткими нитками по краю, с вытертым золотым вензелем фирмы Faber. Выложить совсем без стука на стол футляр из толстой чёрной кожи, морщинистой и пупырчатой, шершавой и тёплой, с таким же вензелем, оттиснутым в середине. Подцепить ногтем по передним углам и выдернуть в стороны два золотых гвоздика с круглыми шляпками. Когда они выдвигались на определённую длину, щёлкала пружина и футляр приоткрывался как морская раковина (чуть-чуть). Потом можно было поднять крышку.

Там, прикрытые листочком тончайшей замши, лежали циркули разных размеров с прямыми и коленчатыми ножками, рейсфедеры разной толщины, разные перья для туши, ножичек для очинки грифелей, сами грифели в круглом пенальчике. Ещё что-то, ещё что-то, ещё что-то такое же матово светящееся полированной сталью, с тончайшими клеймами, мерными делениями, иглами опасной и злой остроты, зубчатыми колёсиками в тугих сочленениях.

Чертить мне было нечего и незачем. Но можно было смотреть и время от времени прикасаться кончиками пальцев к этим таинственным инструментам, каждый из которых покоился в специально для него предназначенном подходящем ложе, выдавленном точно по мерке в бархатном массиве футляра.

Потом крышка тихо закрывалась и золотые гвоздики со стуком возвращались на место.

Где-то же она есть, эта готовальня? Не может же её не быть больше нигде! Где она?! Где она?! Найдите мне её! Верните её мне! Я с нею проживу, что осталось!

 

Вот такой крик души г-на Пархоменко и не хватает только добавить воплей Винни Пуха из советского мультфильма: - А-а - помогите, спасите! Спасите, помогите!

Но это будет криком вопиющего в пустыне. Статься иллюстрирована похожей готовальней, но, конечно, не той.

Готовальня Пархоменко

Тут на молнии и похоже отечественного производства, но мы в своё время старались хорошо передирать всё лучшее зарубежное, хотя и недодирали до ихнего уровня, но тут готовальня очень богатая по разнообразию и позднее даже до такого уровня уже не дотягивали ни там, ни тут. Более поздние готовальни скукожились по палитре инструментов (уже не нужны многочисленные чернильные и перьевые), а за этим рухнуло вниз качество отделки, материалов, исполнения. Всё стало утилитарным, скудным, минималистским, несолидным, сопливым, ненадёжным, недолговечным.

Готовальня Richter

Ну а у меня прожившая все мои школьные годы (с начала 1970-х) ещё старая немецкая готовальня тех же славных годов и добротности, но не фирмы Faber, а практически той же по уровню фирмы Richter. Внешняя кожаная обшивка на деревянный пенал, выдолбленные в массиве дерева пенала персональные углубления под каждый инструмент (да ещё все эти углубления отделаны бархатом), подцепляемый "гвоздик" сбоку для открытия и закрытия. Ну кто же сейчас так делать будет? Сейчас это геморрой с дикой головной болью и неоправданные расходы, которые не окупятся. Да если даже перенапрягутся и попытаются сделать, то всё равно не получится, поскольку кадры уже не те, оборудование не то, материалы не те.

Готовальня Richter

Современные готовальни даже зарубежного производства стали пластмассовыми, формы для хранения инструментов делаются из тонкостенного пластика и даже сами инструменты по максимуму пластиковые, кроме совсем уж критичных частей. Да и исполнение по максимуму утилитарное одно-двухразовое безо всяких прежних изысков и "излишеств". Сравните сами, да и цена на аналогичную моей готовальню была мною когда-то спрошена на вторичном рынке, после чего я перестал спрашивать и хорошо, что хоть эта готовальня сохранилась, поскольку я не собираю готовальни, но возможно вы соберёте аж две, чтобы меня "побить" и пока это вас может не полностью разорить. Ну или всегда добро пожаловать в магазины за современными дешёвенькими готовальнями ("говновальнями") и я бы мог тут фото такой разместить, но просто боюсь, что из-за фотки современного тухляка провоняет сервер и провайдер потребует эту фотку удалить из-за многочисленных жалоб на ужасную вонь.

Вообще в том же журнале Weekend были показаны так называемые "люди-музеи", "семьи музеи", "дома музеи" и даже целые "сообщества-музеи" вот в каком смысле. Ну, например, люди объявляют (и таких уже немало), что живут, скажем, годах в 50-х (19..) и ну давай собирать всё из тех времён и пользоваться всем этим в повседневной жизни, не исключая ничего. Другим нравится "застрять" в 60-х, третьим в 70-х, остальным в 80-х и люди тащат себе всё из тех времён и активно всем этим пользуются, как будто и нет ничего из более современной реальности. И, кстати, это очень модно, актуально, современно, модерново и передово: - такая тенденция для нашего времени в виде вот такого эскапизма, бегства от сраной окружающей реальности, нежелания подчиняться современным говёным стандартам, прогнившим супостатам, протухшим фирмачам, смрадным хозяевам жизни и отстойным властям.

Ну, правда, в прошлых новых реальностях возможны те или иные отклонения в пользу большего расширения временных рамок и даже была показана одна семья, где в старую электронику затесался современный проигрыватель компакт-дисков. А вот тут я бы уже счёл это непростительным предательством тех светлых времён, изменой той прекрасной реальности, отступничеством от лучезарного прошлого. Вы что?! Вы куда пришли?! Как посмели?! Выгнать взашей из тех изумительных временных рамок! Уволить! Пинками погнать! На их место много желающих, например я, и я дальше 90-х не залезу, потому что после 2000-х правильно объявили конец света и пусть другие сигают в эту мерзопакостную будущую пропасть без меня!

логарифмическая линейка

Миниатюрные компактные логарифмические линейки, которые заменяли калькуляторы до их изобретения и внедрения в массовое производство с последующим впихиванием в столь же компактные размеры для удобства переноски. Одна из таких линеек датирована 1946-м годом (послевоенная), а вторая 1969-м., но я пошёл в первый класс школы в 1976-м и мы уже не изучали принципы работы логарифмической линейки, поскольку начали появляться калькуляторы, хотя поначалу они были доступны далеко не всем (особенно у нас). На работе в расчищаемом помещении я обнаружил много больших логарифмических линеек, которые датированы 1972-м годом, но они уже не так здорово сделаны.

Более современная логарифмическая линейка уже не в таком добротном кожаном футляре с бархатной отделкой (там совсем примитивный тонкостенный полиэтилен), хотя всё остальное пока ещё оставалось на том же уровне. Ну сейчас-то уже обычную линейку нормально сделать не могут, а у логарифмических сердцевина сдвигается, вынимается и другой стороной вставляется, поскольку там нанесены другие шкалы для других типов вычислений. Самые последние логарифмические линейки вообще не заточены под вынимание и вставку сердечника, поскольку у них более грубая отделка дерева (оно там "сырое" и без покрытия) и в таком исполнении проще было с обоих сторон линейки все шкалы нанести, чтобы сердечник просто сдвигать, а не вынимать, переворачивать и вставлять (иначе линейка может быстро прийти в негодность).

А вот очень оригинальная круговая логарифмическая линейка, напоминающая часы или секундомер:

круговая логарифмическая линейка  

Не так-то просто вспомнить, как такими вычислять и считать, – даже тем, кто когда-то пользовался ими (проверял), потому что если брать старое руководство по применению, то оно в виде небольшого тонкого учебника для вполне серьёзного изучения. Как и с немецкой готовальней – я не помню откуда у меня эти линейки (к тому же я ими никогда не пользовался), но, разумеется, выбрасыванию не подлежат.

Конечно я бы мог тут выложить фотку какой-нибудь современной линейки (даже не логарифмической), но боюсь, что после выкладывания изображения такого смрадного современного зловонья сервер протухнет и провайдер потребует удалить фотку во избежание дальнейшего распространения этого жуткого смрада во все уголки интернета.

SHARP

Сейчас сложно найти калькулятор моих школьных годов, тем более в рабочем состоянии, хотя изредка попадаются. Они, конечно, заметны сразу, поскольку гораздо солиднее сделаны. Даже пластмассовые солиднее современных металлизированных, поскольку сейчас хорошо заметна слишком уж дерьмовая металлизация "для галочки", а не от чистого сердца и по велению души.

Casio

Со временем цифры ЖК-дисплеев выцветают (тут уже не очень чётко видны), солнечные батареи питают хуже, хотя в предыдущем калькуляторе ещё нет питания от солнечных батарей и цифры пока хорошо видны (видно пользовались не интенсивно). На этом калькуляторе даже вычисления уже глючат (сбиваются), да и начальная установка при включении почему-то на шестнадцатеричную систему счисления, вместо десятичной и приходится вначале принудительно переустанавливать.

BASF

А вот сверхтонкий миниатюрный калькулятор 2000-го года и как будто демонстрирует прогресс в калькуляторо-строении. Да нет – был у моего школьного друга такой же все его школьные годы с 1977-го по 1987-й и все эти годы исправно работал (возможно работал и дальше), в отличие от этого, который и года не проработал, после чего сдох полностью и окончательно. До него был у меня похожий "современный", но у того отделка была безобразная, а вот время подыхания было примерно одинаковым (оба уложились в год). А этот прям так мне напомнил старый калькулятор моего школьного друга такой же добротностью отделки, но видать при воспроизведении отделки тридцатилетней давности не удалось воспроизвести нутро той же давности. У друга то японский был, привозной (импортный), а тут скорее всего китайщина и уже не стыдно позорить гордую марку BASF, которая когда-то гремела, а теперь загремела. Нет – в нынешней конторе под теми же буквами вам гордо расскажут, как они там делают что-то вроде задней части для Айфонов и Айпадов, но раньше их место не было в задней части. Поэтому если у вас есть старая электроника этой фирмы или даже простая компакт-кассета – сохраните такую ВЕСТЧШЩЬ (не пожалеете) и при упоминании фирмы BASF вам хоть не придётся показывать актуальную заднюю часть.

SHARP

Ну вот тоже ещё один калькулятор моих школьных годов, поскольку в кармане разворота обложки почти намертво залип календарик на 1985-й год тогдашней советской фирмы, занимавшейся экспортом и импортом, через которую, по-видимому, этот калькулятор и был закуплен. Вообще тогда много чего было централизовано, особенно торговля с заграницей и одна-две фирмы могли заниматься массовой закупкой товаров для тех же магазинов "Берёзка" (в которых за чеки продавали новые импортные (привозные зарубежные) товары), а так же была традиция в обыкновенные магазины завозить тогдашний так называемый дефицит в виде очень популярных и востребованных отечественных и иностранных товаров. Такие товары особенно активно завозились и распродавались в конце месяца, когда магазинам надо было выполнять и даже перевыполнять так называемый месячный план по выручке.

Вообще далеко не всегда централизация бывает во вред и тут как говорил один философ: - "ничто не справедливо само по себе, но всё смотря по обстоятельствам". Массовые централизованные закупки в больших объёмах могли приводить к заметному снижению закупочных цен, но при этом это могло приводить к перекосу в пользу тех или иных товаров или моделей, когда какие-то группы ещё тех товаров (тех времён) до сих пор многочисленны и хорошо узнаваемы из-за того, что когда-то были очень массово закуплены, ввезены и распроданы. Однако со временем это преимущество социализма было утрачено, и в первую очередь у нас (из-за чего мы и рухнули сильнее), когда даже капиталисты удивлялись, чего это другие соц.страны централизованно закупают у нас те или иные товары, то или иное оборудование массово и с большими скидками для различных своих потребителей, а СССР вдруг начал распадаться на многочисленные конторки, которые начали закупать то же самое или почти то же самое в тех же или даже больших суммарных объёмах, но уже многочисленными малыми партиями и практически параллельно, хотя будь это один закупщик, который закупил бы одну большую партию единовременно и на одно юр.лицо, то получил бы солидную скидку. Поэтому мы и социализм нормальный не построили, а уж о капитализме и говорить нечего.

Hanimex

Калькулятор из ещё тогдашнего Гонконга, когда была отдельная независимая надпись "Made in Hong Kong" (которая сейчас дорогого стоит), поскольку существовало такое уникальное независимое государство в виде сплава Востока и Запада (Англии и Китая). Управление было английским, но ничему не мешавшим, а наоборот помогавшим, поэтому присутствующие в Гонконге фирмы были японскими, европейскими, а так же аналогичного высокого уровня и сами Гонконгские. Но это были полноценные производства, а не сбыт, поэтому и писали: - Сделано в Гонконге.

Несколько небольших примеров замечательных чисто гонконгских производств, которые тогда были не хуже остальных европейских и японских.

У моего друга были гонконгские часы и фирма вроде бы называлась "Keesel". Часы были электронными, но в прекрасном добротном металлическом корпусе и с таким же ремешком, число мелодий будильника было 16. Для того времени (1970-е - 80-е) это были шикарные часы, но позднее я обнаружил в многочисленных наших киосках как бы типа точно такие же, но фирма была указана "Montana" (хотя это вообще-то джинсовая фирма, но на то время эта марка сильно гремела, поэтому и была наиболее привлекательна для "присобачивания"). На радостях я накопил и купил (часы были не дёшевы), но меня ждало разочарование. Металл был гораздо менее качественным, как и его отделка с обработкой. Нижняя крышка всё время отскакивала, поскольку была из тонкой жести и тупо прилеплена, а у друга в его часах крепкая металлическая крышка крепилась надёжной резьбовой шайбой (по всем правилам добротного часового производства). Показания часов всё время сбивались и почему-то на нули по всем параметрам как после съезжания крышки, так и без оного, поскольку боковые кнопки слишком легко нажимались и слишком неадекватно реагировали. Ну и мелодий там оказалось не 16, а в лучшем случае 5, хотя написано было 16, как в Гонконгских часах и вообще их внешность была скопирована тогда ещё неплохо (ещё позднее даже внешность копировать разучились), но вот на внутренностях отыгрались, компенсируя повышенные затраты на внешний вид.

Понятно, что это была современная подделка (под старый Гонконг (!?)), но вот она модерновая централизованная закупка полного дерьма – эти часы тогда в огромных количествах лежали почти во всех (!) киосках, к тому же были почти безальтернативны (!), а теперь в таких же количествах их можно встретить на барахолках в неработающем (разумеется) состоянии.

Теперь Гонконг часть Китая и Китай вроде бы как бы делает всё то же, что и тогдашний Гонконг, хотя во времена существования Гонконга аналогичных китайских товаров не было вообще (Китай ничего подобного либо не производил, либо делал совсем плохо, да ещё и мало (на всех не хватало)). Теперь хватает на всех, но чего? Многочисленные тогдашние гонконгские товары не имеют современных аналогов по причине как бы типа неактуальности (скажем кассетные магнитофоны, проигрыватели). Другие имеют китайские аналоги, но что это за аналоги? Гораздо худшего свойства, качества, разнообразия – даже касаемо того, что вполне актуально и востребовано до сих пор. Даже старые Гонконгские игрушки на вторичных рынках стоят немалых денег – дешевле купить современную.

Когда я искал себе ещё актуальные пока часы, то всю Москву объездил и вроде бы приглянулись одни, но когда я взял их в руки, то казавшиеся добротными металлическими они легли мне в руку пенопластовой лёгкостью какого-то заменителя и мне расхотелось их брать. Понятно, что они были китайскими, хотя фирма была указана японская (Casio). Теперь это ничто, а как тогда какими-то божествами были дня нас все эти фирмы. И уже тогда ходили легенды про тогдашнюю беспредельную надёжность и долговечность всего японского, которую японцы сами обрезают (хотя не евреи) своим товарам либо зашитыми капсулами с разъедающими кислотами (капсулы по таймеру продавливаются через несколько лет и кислота убивает схемотехнику), либо даже была история про "пилу с таймером", которая через несколько лет просто спиливает внутренние детали. Сказки конечно, но тогда в них был намёк на нынешнюю правду, когда надо просто делать так (а дурное дело не хитрое), чтобы очень долго не работало – и всё. И тогда ни души, ни тела в такие товары не вложишь. А зачем? И так всё схавают благодаря бессовестной массовой героиновой рекламе в заточенные под затупление мозги. Ну и все сверхтонкие сверхминиатюрные механизмы тоже оттуда (из тех времён), потому что нынешнее сверхтолстое сверхмаксимальное легко оправдывается и объясняется модой, а не нежеланием вкладываться в современные товары душой и телом. Такой подход тоже в прошлом. 

В те времена даже несмотря на их капитализм и наш социализм системы были гораздо больше похожи. Навязшая тогда в зубах будущая "конвергенция" капитализма и социализма парадоксальным образом именно тогда была ближе всего к реализации, а так же парадоксальным образом их демократия и наш тоталитаризм были ближе, поскольку и тут и там не только экономическое, но и политическое устройство обществ позволяло делать совершенно аналогичные вещи (товары и даже искусство в виде, скажем, кинофильмов), и что касается товаров, то тогда у нас были аналоги чуть ли не всего ихнего, но так же хорошо в основной своей массе то дизайном не выходили, то конструктивом. Даже наше кино тогда казалось не таким ярким и броским, хотя большое видится на расстоянии и теперь все наши тогдашние фильмы чуть ли не шедевры, а американское кино окончательно заросло одним сплошным ярким, броским, кричащим, внутри которого глупость, пустота и бессмысленность. Лишь тогда пытались и там держать себя в форме и наполнять какими-то смыслами, но то было время межгосударственной, межсистемной, а не только узкой внутренней конкуренции, а теперь американское кино безальтернативно (для всех "кин" в глобальном мире нет места и денег)  и поэтому по определению не может быть шедевральным (только назначаться таковым массированной оболванивающей рекламой на унавоженную мозговую почву). Поэтому кино теперь всё американское и шедевриальное, а кто против, тот дурак и труп.

Ну а теперь после ликвидации социалистического лагеря удивительным образом изменилась и тамошняя капиталистическая экономика, которая, как и наша – конвергировалась до полного "нечто" (если не сказать "ничто"). Теперь и тут, и там – совершенно другой тип экономики не добавочной стоимости, когда логично взять кредит, произвести добавочную стоимость, её продать, кредит вернуть и уже дальше самостоятельно продолжать вести дело. Но то было и тут и там до момента ликвидации социализма. А теперь капитализм безальтернативен и экономика (вернее дерьмономика) выродилась до обслуживания кредитных линий последующими кредитными линиями под виртуальную (мифическую) будущую прибавочную стоимость и когда в такой экономике кредит вас попросят вернуть не за счёт будущих кредитов, а за свой счёт – вот тут то весь этот пузырь-пустышка фальшивой добавочной стоимости и лопается (пока не весь и не везде, а частями кое где).

Теперь везде экономика-дерьмономика (с политикой-дерьмолитикой) фуфла, мыльных пузырей, пустышек и залезания уже в будущие долги, которые никогда и ничем невозможно будет оплатить и вернуть. Только теперь у нас и той "демократии" нет, поскольку в полностью глобальной единой экономике (с сопутствующей политикой) одни обречены на роль жертв и отдаются "под нож", за счёт чего остальные ещё живые объявляются "более успешными" в экономике и политике. Тогда жертвами не позволяло стать большее влияние народов на власть (да и народы чем-то большим отличались), а теперь подчиняйся общим правилам (какими бы губительными они не были) и не вякай, а то тем или иным способом тебя сведут в могилу чуть пораньше.

Целым странам и народам обманом и подкупом навязали внешнее управление под угрозой "зарубания" кредитных линий. Это вы мне как экономисты дураку объясните пожалуйста – что это за экономики такие, которые не существуют без постоянных (и нередко всевозрастающих) финансовых вливаний? Раньше мануфактуры с двумя мастерами и десятком подмастерий делали такое, что сейчас выглядит фантастикой, поскольку нынешние корпорационные горы способны только плодить корпоративных мышей.

Я пока ещё поражаюсь (хотя может и не стоит) как в нынешнем мире идёт тотальная какая-то абсолютно неизбежная, безальтернативная и полная исламизация в качестве какого-то наказания и чумы на "современную" цивилизацию (что отбрасывает мир хуже чем в фашизм, средневековье и инквизицию) и вроде бы все всё понимают, но поделать ничего не могут и бессильно разводят руками (только всякие Брейвики вспухают в виде неадекватных ответов, которые тут же глушатся). Это в какие старые времена человек был был большим нулём, пустым местом и ничтожеством, чем в "современные"? Ещё Лермонтов писал, что: - "Были люди в наше время – не то что нынешнее племя". Похоже уже тогда прошедшие времена и людей в них начали считать более прогрессивными и с тех времён движение только от плохого к худшему, хотя иногда случались флуктуации с выбросами энергий, достойных достойных людей.

А теперь давайте посмейтесь над прежним лозунгом времён социализма: - "пролетарии всех стран объединяйтесь" или в смешном переводе "гоп в одну кучу". Тогда так принудительно всех не объединяли, а если и объединялись добровольно, то во имя идеи, а не для загребания бабла, как сейчас, когда всех так "гопнули в кучу", так навязали всеобщую модель со всеобщей наднациональной властью над всеми странами, а потом раз – и скупили всю эту международную правящую бюрократию всякие богатые да идейные мусульманские баи, халифы, шейхи, шахи, падишахи с их подручными абреками, нукерами, басмачами, хазарами и басурманами и поэтому теперь это не европа, а Ислам-опа! Ну в капиталистическом мире всего одна идея бабла любой ценой и разумеется идейные, да ещё и богатые мусульмане всё и всех купят с потрохами, а что потом с купленными сделают – на это купленным плевать, потому что им, безмозглым и безыдейным, лишь бы вкороткую побольше урвать, а потом даже потоп раем покажется. Как говорит замечательная поговорка: - "Бедные думают о деньгах, а богатые думаю только о деньгах". Поэтому идейные всегда выигрывают, а если у идейных ещё и денежки завелись (например за счёт продажи природных ресурсов) – то хана этим богатым безыдейным ублюдкам. Сперва их купят, потом завоюют, а потом всё отберут и свои порядки установят. Вот такое наказание и чума на всю эту "цивилизацию", что вполне заслужена безыдейными, беспринципными и безмозглыми богатеями, только вот народы жалко, которые идут под нож первыми, поскольку буржуям-баблогрёбам благодаря деньгам "на костях и крови" народов всегда мерещится шанс урвать и куда-нибудь в безопасное и комфортное место удрать.

Ну понятно, что даже если платить взятки, то теперь это делается не отслюнявливанием купюр в подворотне, а более "цивилизованно", например в виде неадекватных оплат пустяковых услуг, продажами чего-либо по многократно заниженным ценам или созданием льготных условий и преференций для лёгкого, быстрого и сказочного обогащения.

На эту тему хорошо рассуждают Юлия Латынина и Михаил Хазин, поэтому отсылаю к ним, хотя что-то такое давно витает в воздухе в качестве коллективного осознанного (или бессознательного) и даже я неоднократно писал о том, что современная экономика стала продавать ничего не стоящее конченое фуфло (весь мой сайт про это) не просто втридорога (когда-то это было оправдано чего-то стоящими товарами), а в десятидорога и даже встодорога владельцам залитых рекламным героином мозгов. Я уже где-то давно писал, но ещё раз повторюсь, что раньше на всех бумажных деньгах (на металлических места не было) писали, что они обеспечены золотом, другими драгметаллами и ценными активами государств и даже в школе нам объясняли функцию денег, как средства накопления сокровищ, потому что тогда деньги ещё можно было копить, для чего даже копилки продавались под железные (!) монеты (вы попробуйте копить даже бумажные при сумасшедшей инфляции). Позднее деньги перестали иметь "золотое обеспечение" (исчезли и соотв. надписи) и как бы стали иметь простой товарный эквивалент, но уж коль пошла деградация, то не остановить этого "бегущего бизона", который разогнался и докатился до того, что и товар превратился в дерьмо, поэтому теперь деньги имеют говёный эквивалент и что уж дальше-то хуже дерьма будет? Ну придумают, наверное, – прогресс же на месте не стоит. Можно, конечно, наполнять каждую копейку хорошей стоимостью и смыслом, но то ж реальный труд с реальными мозгами, а мы пойдём другим путём и в лёгкую шальные деньги загребают те, кто к "корыту" ближе, но поскольку за шальные деньги "добавочной стоимостью" является в лучшем случае пустота, а в худшем – большой вред, – то вот они реальные эквиваленты даже шальных денег.

Когда-то в той же Японии обычная магазинная торговля напоминала барахолку, где были длинные общедоступные прилавки с товарами и длинными вереницами продавцов возле сегментов этих прилавков, но за написанные на ценниках цены никто не покупал, а если и покупал, то на него смотрели как на сумасшедшего. Вот у таких прилавков можно было оттачивать искусство сбивать цены и у самых умелых получалось сбивать в разы. Но тогда продаваемые за сотни долларов товары имели себестоимость хотя бы несколько десятков, продаваемые за десятки обходились производителям в единицы, чтобы такие диалоги на понижение всё равно были прибыльными, а теперь гаджеты имеют себестоимость в центы, а продаются за сотни (и это не обсуждается), поскольку сопутствующая стоимость покупаемой встодорога материальной дешёвки лежит за её пределами в виде виртуального, эфемерного, метафизического и нематериального софта с "прошивками", за что вы заплатите всё больше и больше, но чем дальше, тем меньше всем этим воспользуетесь (поскольку вам для этого даже элементарно не хватит ни времени, ни жизни). А потом и пресловутая цепная реакция – куда же без неё. Это когда потребители всего этого тоже таким же как они втюхивают что-то аналогичное несерьёзное, надувное и пустое и это как чума распространяется на все сферы жизнедеятельности, не исключая и духовную пищу, которая могла бы быть полезна не меньше материальной, но увы – эта пища тоже заражена радиацией в результате такой цепной реакции. В этом плане время шедевров в искусстве сопровождалось и шедеврами среди товаров и как выяснилось теперь – одно не существует без другого, как душа без тела.

Вот пара примеров испортившейся духовной пищи. Когда-то в парке Горького был аттракцион "Бесстрашный рейс", который (спасибо когда-то существовавшему в "Совке" отечественному кинематографу) можно теперь увидеть разве что в старом советском детективе "Гонки по вертикали", поскольку это в московском парке Горького аттракцион назывался "Бесстрашный рейс", а в других городах такие трюки могли называться по другому. Тогда в парке Горького я платил 15 копеек (как за игровые автоматы) и шёл смотреть то, что теперь сочтут жестью невиданной, а тогда это было рядовым аттракционом.

Конечно были несчастные случаи, но это было делом людей, их призванием и судьбой, что и было впоследствии перечёркнуто. Кстати ещё и ранее рядовой, а теперь удивительный сплав интеллигенции и лихачей, поскольку инженерные мозги надо было иметь для подготовки скоростной техники (гоночных мотоциклов и машин), а настраивали всё это под себя и свой коллектив (работало минимум 4 человека), поэтому чужим не очень доверяли (особенно страшно это делать в наше время), хотя тогда чужие были не такими чужими, как сейчас.

В тогдашнем нашем цирке был даже усложнённый вариант этого трюка под названием "шары смелости", но после несчастного случая (хотя никто не погиб) аттракцион закрыли и теперь как бы типа никто ничем не рискует и всё гладенько, ровненько, дистиллированно и совсем скучно, грустно и не интересно.

Тогда и там (за границей) лихачили (в ответ нам) и даже больше, например прыгали на мотоцикле через всё больше и больше (на моей памяти запомнил 19) автобусов, что иногда заканчивалось плачевно, поэтому это считалось "их нравами", но чего-то тогда и в этом была большая конвергенция, когда и их, и наши нравы больше совпадали, но только почему-то в верхней точке, а не в нижней. Когда-то была передача "в мире животных" и она больше совпадала "с миром людей" и то ли люди были "круче", то ли звери (хотя они и сейчас "крутые"), то ли их конвергенция, а теперь впору делать передачу "в мире овощей" со всей этой людской и овощной конвергенцией.

Ну или ещё испорченная духовная пища в виде художественных гимнастик и спортивных акробатик, где вышвырнули купальники и закрыли ноги юбками-хиджабами и лосинами-паранджами, совершенно наплевав на мнение людей, потому что сейчас кроме задавивших всех и всё узкоклановых интересов ничего не осталось, вот и затачиваются мозги остальных до узости микроба на кончике волоса. Теперь понятно, почему современные люди ни на что действительно стоящее не способны (кроме переливания из пустого в порожнее с толчением воды в ступе в сопровождении "большой помпы").

Ну люди же теперь (в отличие от прежних времён) вообще ничего не решают и не значат ни тут, ни там и вот такая теперь конвергенция. А для компенсации в таких "духовных пищах" в виде современных жалких зрелищ можно побольше разноцветной мишуры везде понаразбрасывать, чтобы пустые разноцветные шарики повсюду присутствовали и летали, гирлянды на всех выпирающих частях висели (включая уши, где гирлянды – отличная современная альтернатива устаревшей лапше), чего-то там пузырилось, искрилось, пестрело, развевалось, переливалось и как бы типа "А-а-тлычное зы-рэлище" получалось, но это уже даже не Михаил Хазин, а Михаил Задорнов, который в таком духе про американских комиков рассказывал и ещё замечательный термин ввёл: - "поросячья радость".

Но многие что-то такое хотя бы про товары подозревают (коллективным осознанным или бессознательным) и догадываются, что ж-ж-ж "стариков" (по выражению советско-американского Винни Пуха) не спроста и вовсе не является рудиментом, атавизмом и ностальгической "старческой" чушью с брехнёй. Поэтому старые вещи растут в цене и даже по большим ценам исчезают, барахолки битком набиты (покупателями уж точно, хотя с продавцами и их товарами всё хуже), в отличие от современных магазинов с их "товарами", в которых всё больше "ветер гуляет".

Поэтому вот уже 15 лет ношу привозные швейцарские часы, купленные тогда за 200 баксов, да ещё до этого моя мама их лет 10 носила. Это к вопросу о том, что нельзя недорого и сердито и уж если хочешь хорошие часы, то надо слишком дорого платить. Да нет – сейчас ничего не стоит задорого купить дорогое говно (которое хуже тогдашнего недорогого "золота"), поскольку все эти некогда громкие божественные фирмы уже "за базар не отвечают". А тогда "за базар отвечали" даже малоизвестные тихие гонконгские. Ну и ещё пример с электронными играми.

В своё время я впервые познакомился с такими на примере японской фирмы Nintendo. Когда в школьные годы лежал в больнице – у мальчика из соседней палаты было несколько привезённых из за границы компактных электронных игр (тогда у нас ничего и близко не было) и я в них наигрался. Это были мини-планшетки и я запомнил игру "спасение на пожаре" (Rescue) с двумя игровыми кнопками, а так же чуть позже родители принесли ему ещё одну раскладную игру в виде двух объединённых и раскладывающихся планшеток с двумя дисплеями и двумя видами игр по всё тем же двум игровым кнопкам. Я страшно завидовал этому парню, хотя он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу (передвигался только на нём и то даже в соседние палаты не заезжал (что-то там у него было не в порядке совсем не с ногами)). Он бы наверняка все свои иностранные штучки отдал в обмен на моё здоровье (я лежал в детской Морозовской больнице по гораздо более лёгкому поводу) и однажды даже упрекнул меня, что я навещаю его палату только ради его игр, на что я, конечно, резко возразил. Надеюсь, что на момент написания статьи он ещё жив, поскольку и я ещё не старый (хотя времени прошло очень много с 1980-х годов).

Чуть позднее я познакомился с играми-раскладушками из трёх соединённых планшеток с тремя дисплеями и большим количеством кнопок (там даже уже был крестообразный "джог") – и это были как раз гонконгские игры каких-то их фирм, а по прошествии ещё какого-то довольно продолжительного времени такие игры начали делать у нас на заводе "Ангстрем" (г. Зеленоград) и это были один в один позаимствованные игры (там только изобразительная часть могла быть изменена, например вместо "спасения на пожаре" у нас было "спасение на вулкане"). Но заимствованы у нас были только самые простые иностранные аналоги и никаких "раскладушек" (ни двойных, ни уж тем более тройных) не было и в помине и такое впечатление, что и быть не могло (хотя тогда больше были на грани "можения"). У нас, оказывается, элементарные шлейфы (гибкие соединители) не могли делать, хотя когда-то собственное производство ЖК-дисплеев начинали мы, но потом отдали иностранцам и с концами, а сейчас только закупаем, да и то только для военных нужд.

В какое-то уже современное время я решил посмотреть, что стало с фирмой Nintendo, поскольку марку-то всё время склоняли в качестве живой. Поехал в "Детский мир", увидел там безликий одноцветный "кирпич" с ЖК-дислеем и всё понял (ни тела, ни души). После чего у меня появилось жгучее и непреодолимое желание купить хоть какую-то тогдашнюю электронную игру (пусть даже "убитую"), но не отечественную реплику (их пока ещё навалом), а вот из тогдашнего Гонконга или тогдашней Японии. Но это желание до сих пор не реализовано (хотя ищу целенаправленно) по причине отсутствия таких игр на всех барахолках и лишь однажды довольно молодой парень продавал ещё тогдашнюю Гонконгскую всего-то однопанельную игру, при том ещё рабочую и на загляденье красивую (это вам не нынешние безликие "кирпичи" без души и тела), но (вот осведомлён как Штирлиц, "зараза") – просил большие деньги (современная дешевле), а когда я в следующий заход всё-таки решил подразориться и купить, то её уже взяли (ну не я один такой стрелок-охотник за былыми сокровищами). Конечно в современный безликий кирпич можно напихать кучу... Игр. А можно сделать одну, но такую... Но это не для современных умов, ниже тогдашнего тупого, который тогда был ещё тупее тогдашнего самого тупого.

Не зря же ренессанс переживают старые большие игровые автоматы за тогдашние безинфляционные 15 копеек (и это десятилетиями !) всего-то с одной игрой и спасибо что хоть это сохранили и вдохнули новую жизнь в неких заповедниках старины энтузиасты из Иванов, которые хотят хоть что-то помнить из своего родства, а не тупо хавать всё "современное и прогрессивное".

калькулятор электроника мк 51

А вот и тогдашняя отечественная "жесть" (во всех смыслах этого слова). Металлический корпус на батарейках, хотя позднее такие калькуляторы выпускали ещё и на солнечных батареях. Очень достойный образец тогдашней ещё живой отечественной промышленности, хотя тогда мы наше недооценивали, носы воротили, принебрегали и всё больше импорт искали. А теперь и там на такое не способны, не то что тут. И ещё чехольчик из двойной ткани (верхняя влагозащитная и внутренняя мягкая), да и ещё прошито всё это чуть ли не макраме. Раньше все пионерки ещё круче умели (мне подруга когда-то макраме-сову подарила и этот подарок мне до сих пор дорог), а теперь уже никто и не знает, что это за слово такое.

Я, конечно, мог бы разместить тут фотку современного калькулятора, но боюсь, что гнилостное амбре разлагающегося модернового отстоя пропитает сервер и пойдёт дальше по всему интернету, после чего провайдер потребует от меня прекращения распространения блевотных каловых масс путём удаления фотки кошмарных современных отбросов.

Калькулятор

А впрочем вот он современный калькулятор, который косит под старый металлический соотв. цветом пластика и понятно, что у него резиновые кнопки в виде единой матрицы с выпуклостями (а не прежние отдельные дискретные), да и обращаться с таким нужно осторожно, поскольку я носил несколько таких в карманах в полиэтиленовых пакетиках и все они у меня посдыхали до первого использования, опровергая название карманный калькулятор (pocket calculator), хотя размерами были очень миниатюрными, как и этот. Поэтому, наученный сладким опытом, этот я храню мало того, что в полиэтиленовом пакетике, так ещё и в специально подобранной пластиковой коробочке, да ещё дома в комфортных условиях и пока никуда носить не рискую, поскольку сразу перестанет работать и всё – я больше не смогу рассказывать о техническом прогрессе на примере этого калькулятора. А тут всё так современно, например отсутствие хоть какого-то намёка на марку, поскольку я понимаю, что сейчас все писать разучились и в каждом слове по нескольку ошибок при всеобщем подчёркивании WORD-ом всего и вся красным и всеми остальными цветами, но не возвращаться же из-за этого в пещеры ко всеобщей грамотности, когда в отсутствие компьютеров с WORD-ами пером и ручкой писали без ошибок.

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! доработка + переработка !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Фото разлагающиеся современные экскременты пропитают продуктами разложения сервер и провайдер потребует от меня ликвидации опасности дальнейшего заражения интернета подобной гадостью путём удаления фотки современного тошнотворного испражнения.