Камеры типа "рапид" отличались более простым конструктивом, поскольку в них использовались упрощённые рапид-катушки для плёнки, хотя плёнка в них была стандартная – 35 мм. Да и катушками такие упрощённые "чехлы" для плёнки можно было назвать с трудом, поскольку в плёночных бачках не было стержней-сердечников, на которые наматывается плёнка, по причине чего конструкция бачка была максимально простой (односложной). Щель для плёнки была, но вот верх и низ были, как в консервной банке, –  абсолютно глухими, – без вмонтированной подвижной части в виде крутящейся внутри катушки для плёнки. Плёнка просто входила (проталкивалась) в эти полые цилиндры-пустышки через щель и скручивалась вдоль круглых стенок за счёт своей упругости (жёсткости).

    Но до определённого момента, разумеется, пока трение идущих вдоль стенки бачка витков плёнки, по мере роста витков с наложением друг на друга, не достигало определённого предела, за которым усиливалось до такой степени, что останавливало продвижение плёнки или грозило её неприемлемой деформацией, перекосом или вообще сломом (не только плёнки, но и камеры). Из-за этого длина плёнки была ограниченной – чуть более полуметра (60 см.) или около 12 кадров. Тогда ради чего такие жертвы?

    А заряжать плёнку было как бы типа удобнее. Надо было просто вставить один такой упрощённый рапид-бачок с плёнкой в одно гнездо камеры (подающее и, как правило, сзади слева) и положить небольшой выступающий кончик плёнки перфорацией на зубчатое колесо. После этого можно было закрыть заднюю стенку камеры, взводить затвор с продвижением плёнки и начинать снимать – плёнка, за счёт проталкивания зубчатым колесом по перфорации, двигалась вдоль фильмового канала камеры и заходила в противолежащий (сзади справа) точно такой же, но пустой приёмный бачок, а там просто скручивалась по стенкам в витки по мере фотографирования до окончания плёнки в подающем бачке (с первоначально заряженной плёнкой).

    Смысл был в упрощённой зарядке камеры плёнкой, когда сердечник бачка с плёнкой (так называемая внутренняя катушка) просто отсутствовал и не требовал с одной стороны для своей сильно выступающей части (как правило нижней (дно)) особого узкого места в подающем (слева) гнезде камеры, а с другой стороны (как правило верхней) – сцепления с ответным вращающимся стержнем камеры (типа "вилка"). А также не требовалась проводка плёнки по всему фильмовому каналу камеры и сцепления уже конца плёнки из бачка с приёмным открытым стержнем-катушкой на другом конце камеры (а там были немного отличающиеся способы зацеплений, хоть и не принципиально), чтобы уже эта открытая стержневая приёмная катушка камеры вытягивала и продвигала плёнку из подающего бачка (его внутренней катушки) с плёнкой по мере фотографирования. А также не нужна была обратная перемотка плёнки после её окончания, поскольку плёнка выходила из одной катушки и заходила в точно такую же вторую почти полностью, после чего вторую катушку с отснятой плёнкой можно было сразу по окончанию плёнки (кадров) вынимать и отдавать в проявку, а на её место переставить пустую подающую катушку (из которой вся плёнка вышла, была отработана и зашла в другую катушку). Таким образом опустошённый подающий бачок без плёнки перемещался на место приёмного бачка, а в качестве нового подающего бачка использовался другой, но уже с новой заряженной неотснятой плёнкой.

    Конечно, в более поздних автоматических камерах зарядка всё время упрощалась, вплоть до системы типа "Drop in" (вброс) или "Easy loading" (простая зарядка), но в те времена подающий бачок с плёнкой надо было правильно спозиционировать в подающем гнезде (углублении) камеры (такое гнездо, как правило, было слева), утопив выступающий конец внутренней катушки бачка с одной стороны (как правило снизу) в зауженный паз, а с другой стороны (как правило сверху) совместить не выступающий конец внутренней катушки плёночного бачка с выступающим концом ответного фиксирующего стержня (вилочного типа) самой камеры (чтобы внутренняя катушка в бачке не вихлялась и не перекашивалась, да и ещё чтобы её можно было смотать обратно вращением внутренней катушки бачка посредством фиксирующего стержня камеры вилочного типа).

    Для сведущих людей это не было проблемой, а для дилетантов могло быть мучением. Вот для них и придумали как бы облегчение, но на самом деле это могло стать ещё большим мучением, поэтому рапид-камеры и рапид-кассеты не получили широкого распространения в долгосрочной перспективе, хотя поначалу на них возлагались большие надежды в плане сбыта и потребления, поскольку если бы народ массово "клюнул" и перешёл на такую "простоту", то классические кассеты с плёнкой ушли бы в историю (как и соотв. камеры), а на первый план выдвинулись бы рапид-кассеты с рапид-камерами, но этого не произошло и через какое-то время поначалу обнадёживающее нововведение обернулось провалом, после чего стандартные кассеты и стандартные камеры продолжили своё полное доминирование, а в историю гораздо быстрее ушла именно рапид-система. Пыталось это доминирование поколебать другая, придуманная гораздо позже, опять же как бы типа упрощённая новая система (APS = Advanced Photo System), но в перспективе и она оказалась как минимум не лучше рапид-системы, поэтому тоже похожим образом сгинула, оставив доминирование прежней системы в неприкосновенности. Об этом я напишу в разделе APS.

смена - рапид

    Разберём более подробно, почему вышел фальстарт с этой системой, на примерах конкретных камер. Вот, например, шикарно сделанная камера "Смена-рапид" и даже несмотря на то, что это камера с грубой наводкой на резкость по шкале расстояний или пиктограммам (камера типа "шкалка") – в её производство вложились больше, чем в большинство других наших "шкалок" (включая те же "Смены" с обычным типом плёночных кассет), что было нетипично и тут тот случай, когда там сделали, а мы тут же делаем аналог (по нынешним временам звучит фантастикой) и так же как там рассчитываем на замещение нововведением старого. А потом облом, но перспективный образец сделали на славу, хотя только им и ограничились.

    За границей же выпустили достаточно разных рапид-камер с такой же хорошей отделкой (но там это было традиционно, а для нас "такая же хорошая" скорее исключение из правил). Однако все имеющиеся у меня иностранные камеры, помимо принадлежности к упрощённому классу "шкалок" (как и данная камера) по принципу наводки на резкость, относятся ещё и к упрощённому классу полукадровых (о "половинках" в соотв. разделе), поскольку на плёнке ограниченной длины в 0,6 метра (о чём я писал выше) умещаются либо 12 полновесных кадров 24 на 36 мм., либо 24 половинных кадра 24 на 18 мм. И уж коль плёнка и без того очень ограниченной длины, камеры с упрощённой механикой (многие узлы стандартных камер отсутствуют), то почему бы не удешевить ещё сперва до "шкалки" (о них в соотв. разделе), а потом и до полукадровой (см. раздел "половинки"), тем более что последнее удешевление (требует оптику с меньшим покрытием круга изображения, а следовательно более дешёвую) ещё и логично (напрашивается), учитывая сильную ограниченность количества полноразмерных кадров. А так всё-таки 24 кадра вместо 12, пусть и меньшей площади, а учитывая практически такой же кропнутый кадр современных цифровых камер с хорошим качеством, то и уменьшение площади всего в два раза потенциально не столь ущербно. Кстати ещё и самая большая дешевизна таких камер по вышеупомянутым причинам при сохраняющемся качестве отделки и оптики – служила ещё одним козырем в продвижении рапид-системы в своё время. Другое дело, что конкретно именно эта камера "Смена-рапид" имеет высокую комиссионную цену в силу своей чрезвычайной редкости, поскольку у нас такая рапид-система пошла ещё хуже, чем за границей, и видно камер было выпущено немного, даже несмотря на то, что в них вложились (судя по отделке) и первоначально (как и за границей) питали большие надежды в случае успеха наделать побольше, а то и полностью перейти (тогда и цена на первичном и вторичном рынках была бы дешевле). Но не вышло и высокая цена на барахолках скорее следствие редкости, чем большей дороговизны, хотя лучшая отделка (в сравнении с нашими же камерами), а так же то, что камера полнокадровая (в отличие от полукадровых иностранных аналогов) – явно удорожало её цену сперва на первичном, а потом и на вторичном рынках, даже на фоне других удешевлений вроде шкального принципа наводки на резкость и упрощённой рапид-механике. В данном случае "мы" оказались менее последовательны в максимальном удешевлении, чем "они", хотя для нас это менее типично (судя по отделкам и исполнению других наших камер).    

    Дальше об общем принципе работы системы "Рапид" подробнее по этой камере, а по иностранным пройдусь слегка, поскольку общие принципы рапид-системы станут понятны, а конкретное устройство камер по принципу "шкалок" и "половинок" я подробно рассмотрел в соответствующих разделах.

    Да и эта "Смена-рапид" копирует остальные "шкалки" той же марки в плане установок параметров.  Дальше просто хочу привести пример этого "чудо-руководства" со всеми его перлами и моими пояснениями, после чего всё станет окончательно ясно и с этой камерой, и с рапид-системой в целом.

смена - рапид

смена - рапид

    Конкретно здесь приёмный и подающий бачки-кассеты меняются местами в сравнении с традиционным противоположным расположением. Это связано с привычным расположением рычага взвода-продвижения плёнки и нежеланием усложнять механику под традиционное расположение кассет (бачков). Зарубежные аналоги просто делали колёсико (вместо рычага, что надёжнее и проще) продвижения плёнки с другой стороны и к этому потребителя приучить проще, чем к нетрадиционному зеркальному расположению кассет.

    Затем обратите внимание, как должен выглядеть кончик заряжаемой плёнки. В инструкции это показано дважды.

 смена - рапид

    Написано: - В случае отсутствия в продаже плёнки, заряженной в кассеты "Рапид", зарядить кассеты можно самостоятельно. Конец плёнки, выступающий из кассеты, должен быть плоским, длина его не должна превышать 20мм. (четыре перфорационных отверстия).

    Ну насчёт наличия у нас готовых заряженных кассет типа "рапид" у меня большие сомнения, поскольку к таким камерам в комплекте прилагались две серые безликие кассеты и больше я никаких отечественных кассет не видел, хотя за границей выпускались красивые и с указанием чувствительностей (есть такие в комплекте с иностранными камерами). Нам, скорее всего, не оставалось ничего, кроме перезарядки плёнки (со стандартных кассет или рулонную (была в продаже в своё время)) в такие серые безликие бачки, поэтому на задней крышке и предлагалась памятка, какой чувствительностью заряжена камера, а потом, если вы сдаёте такой бачок с плёнкой в лабораторию для проявки – требовать его обратно взад, поскольку хрен такой вы ещё где найдёте, а стандартные кассеты в рапидовские никак превратить нельзя, если не прилагать сверхусилий, поскольку цилиндры бачков рапид-кассет короче и уже (они заметно компактнее, как и камеры, что в своё время тоже было призвано служить дополнительной приманкой).

    Плоский конец плёнки тоже необычен. В разгул плёночной эры мы привыкли к зауженным концам для большей простоты зарядки традиционных кассет, что обеспечивали нам производители заводским способом ещё до продажи.

    А тут, возможно, вставлять (заряжать) рапид-кассету из обычной можно и зауженным концом (только в темноте, разумеется, чтобы не засветить плёнку), а вот с другой стороны надо изловчиться обрезать заряженный кусок плёнки (можно уже на свету) и возможно потребуется несколько попыток.

    Из фото и рисунка в руководстве понятно, что по перфорированным отверстиям резать нельзя, иначе эти заусенцы могут воспрепятствовать вхождению плёнки в щель приёмного бачка. Да и указанный плоский конец в руководстве выглядит слегка вогнутым, что тоже можно вырезать, но сложнее, а ещё сложнее сделать очень красиво, ровно и симметрично.

    Но риск незахода плёнки из подающего бачка в приёмный не нулевой даже при самом аккуратном подходе, а что в случае промаха грозит, да ещё несведущему потребителю? Плёнка не попадёт в щель второго приёмного бачка и там сжуётся, покрошится, заклинится, переклинится и т. д. и т. п. (да ещё с самой камерой, которая тоже может при этом сломаться), поскольку пользователь не готов к такому повороту событий почти сразу после зарядки кассеты и уверен, что всё должно работать и дальше, будет дальше "налегать" на камеру и что должно послужить ему сигналом, что что-то пошло не так? Громкий во всех смыслах сигнал он может воспринять слишком поздно (да и камера выдать таковой), но всё равно может не понять причину.

    Сведущий фотограф может догадаться, что пошло не так (да тоже, не уверен, что быстро и вовремя), а вот несведущий может довести ситуацию до катастрофической и в лучшем случае побежит в мастерскую (если таковая имеется) с вопросами по-поводу чего-то там не того внутри.

    При таком рискованном способе начальной протяжки плёнки я бы, как сведущий фотограф, вообще наплевал бы на инструкцию с её "концом плёнки, выступающим из кассеты, длина которого не должна превышать 20мм. (четыре перфорационных отверстия)" и тупо сначала провёл бы плёнку из одного бачка в другой, пусть и съедая полезную площадь для двух-трёх кадров, но убедившись, что мне не придётся нервничать (зашла - не зашла), а в случае незахода понять это после нескольких (скольких?) отснятых кадров, которые в случае незахода с большой вероятностью могут пропасть (потому что куда и как там плёнка потом пойдёт и когда и как отреагирует на это камера?).    

    Вот это огромный минус рапид-системы для дилетантов, которые не будут плевать на инструкцию, как знающие фотографы, поскольку знающие фотографы знают, как наплевать на инструкцию так, чтобы сделать только лучше, а неопытные фотографы этого не знают и даже боятся хоть на шаг отступить от инструкции.

    Не знаю, сколько было "несчастных случаев" у дилетантов и сомнений в такой системе у профессионалов (с отходами от инструкций) именно в этой (ключевой) части надёжности захода плёнки в приёмный бачок (катушку-кассету), но опасения, по-видимому, не были беспочвенны, поэтому позднее фирма "Кодак" предложила вариант этой системы с готовым так называемым "фильмпаком" с двумя жёстко-связанными (плоским каркасом) катушками, между которыми через этот жёсткий плоский каркас уже была протянута плёнка. Я, правда, не видел таких "фильмпаков" пока, но это тоже не привело к победе данной рапид-системы над традиционной.

    Кстати, риск незахода плёнки из одного бачка в другой (до "изобретения" фильмпака) возрастал с увеличением расстояния между кассетами, поэтому-то ещё и для повышения надёжности иностранные камеры делались полукадровыми и там расстояние между бачками заметно меньше, чем в данной полнокадровой камере.

смена - рапид смена - рапидсмена - рапид-благоприятных световых условиях, особенно в тёмный период года; поэтому в таких случаях необходимо произвести пробные съёмки или воспользоваться фотоэкспонометром.

    В инструкции дважды "разжёвано", как надо сперва установить чувствительность вокруг передней линзы объектива, которая одновременно "сцепится" с соответствующим значением диафрагмы (апертуры). Ну эту тему я уже "жевал" относительно других моделей камер типа "Смена" в разделе "шкалки".

    Наверху камеры по погоде вы устанавливаете скорость затвора (выдержку). Устанавливаете кольцом на объективе, прилегающем к корпусу камеры, но сверху зелёный маркер двигается по облачкам и солнышкам, обозначая текущую погоду.

смена - рапид

    Самое интересное, что внизу кольца вы можете посмотреть численное значение скорости затвора (выдержки), соответствующее той или иной пиктограмме (рисунку), но это так неудобно делать снизу. На моём фото самой камеры эти цифры не видны, как и фотографу при удобном положении камеры (только в неудобном положении вверх тормашками как для обзора, так и уж тем более во время съёмок). Однако в отсканированной мною части руководства низ камеры приводится, а также нахваливается этот точный численный эквивалент пиктограмм (рисунков) и объявляется, что можно ориентироваться как по пиктограммам (облачкам и солнышкам), так и по числам (т. е. более профессионально).

    "Приобретая необходимый опыт, фотолюбитель может, при желании, перейти к съёмке по точным цифрам выдержек и диафрагм, внося в процесс фотографирования больше элементов творчества." - написано в инструкции, но для этого, боюсь, придётся воспользоваться отдельным внешним экспонометром, как это рекомендуется под предыдущим снимком.

    Ну и напоследок вариация на тему пиктограмм (рисунков) при наводке на резкость данной камеры. В разделе "шкалок" я приводил подобный типичный пример, где рисунки выглядели немного по-другому. Но вариантов рисунков может быть много (тут кто на что горазд), лишь бы людям было понятно. Если посмотреть на мой снимок камеры, то риска-указатель для шкалы рисунков (пиктограмм) находится сверху камеры, где напротив неё перемещаются именно рисунки, а вот дублирующие числа расстояний перемещаются сбоку напротив дублирующей боковой риски-указателя, поэтому при фотографировании менее удобно (для обозрения) пользоваться численной шкалой расстояний и гораздо удобнее наводиться по пиктограммам (рисункам). На других камерах числа и рисунки могут быть совмещены, но тут видно решили сделать крупно (а также вместе с метрами втиснуть ещё и футы) и разделили шкалы, пусть и на том же самом кольце.

    Японская камера под рапид-кассеты, да ещё и полукадровая (наверху написано Rapid Half). Судя по старомодному дизайну – где-то района середины 20-го века. В камере есть полностью автоматический режим, сам устанавливающий как выдержку (скорость затвора), так и диафрагму (апертуру) объектива, но камера безбатарейная, поскольку достаточные токи обеспечивает обширная линейка фотоэлементов вокруг передней линзы объектива. Эта линейка работает как экспонометром (светомером) для данного конкретного объектива, так и питает механизм закрытия-открытия диафрагмы-апертуры (для него не нужны большие токи) с каким-нибудь таймером времени отработки затвора (тоже не требует больших энергий), поскольку взвод затвора и одновременное продвижение плёнки вы берёте на себя вращением соответствующего колёсика с противоположной стороны внизу, а на остальную минимальную и не энергозатратную автоматику вполне хватает тока от фотоэлементов. Однако токи пропорциональны количеству света, но обычно у таких камер при недостаточном или некачественном свете неработающая минимальная автоматическая электромеханика, выключаясь, блокирует работу камеры (колёсиком вы продвинуть плёнку и взвести затвор сможете, но затвор и диафрагма-апертура у вас не сработают до вывода на хороший свет). Это, кстати, дополнительно страхует от неудачных кадров, скажем, при очень слабом или некачественном освещении, при которых медленный затвор если и мог бы сработать, то на плёнке может быть преобладание нежелательного цвета, окрашивающего всё, а также смаз изображения (так называемая "шевелёнка") из-за недопустимо длинных выдержек (скоростей затвора) по отношению к объективу с таким фокусным расстоянием, к чему ещё может добавиться дополнительный смаз самого изображения, когда вы снимаете что-то живое, подвижное.

    Конечно, при плохом свете можно было бы установить камеру на штатив, и длинные выдержки (скорости затвора) не были бы проблемой для съёмки каких-нибудь неподвижных или малоподвижных объектов, но данного класса камеры любительские и хоть штативное гнездо в виде джентльменского набора присутствует в каждой (как правило для вспышек, устанавливаемых на поддонных кронштейнах, или для установки камеры на штатив при съёмках самого фотографа (селфи) или с фотографом вместе). Для расширенных целей подходят более профессиональные камеры, нежели такие вот любительские, у которых ограниченный набор выдержек (скоростей затвора) особенно в длинные отрезки времени и даже в батарейных аналогах открытый затвор при съёмке не удерживается слишком долго опять же во-избежание вышеназванных проблем при любительских съёмках.

    На фото, справа от зелёной буквы В ("Bulb" для выдержки по времени удержания кнопки спуска) могут быть принудительно установлены конкретные значения диафрагмы-апертуры по цифрам, но такая принудительная установка в таких камерах применяется, в основном, для работы со вспышкой, когда скорость затвора (выдержка) отрабатывается какая-то одна фиксированная и для вспышки это не так важно, как диафрагма-апертура самого объектива. А вот уже её вы устанавливаете, согласуясь с данными на вспышку по её вспышечным параметрам на диафрагму-апертуру, чувствительность фотоматериала и расстояние до объекта съёмки (см. данные на конкретную вспышку и читайте мой раздел "Вспышки"). Хотя, зная точное значение скорости затвора (выдержки), можно снимать и без вспышки (скажем, на улице), варьируя значения диафрагм-апертур, но ориентируясь при этом только на показания отдельного внешнего экспонометра (светомера). Но точное и как правило единственное значение скорости затвора (выдержки) при работе с точными цифрами диафрагм-апертур обычно приводится в документации к камере, но таковая утеряна.

    На фото, слева от зелёной буквы В, вы устанавливаете чувствительность плёнки для корректной работы уже полностью автоматического режима выдержка+диафрагма (скорость затвора + апертура). Обычно чувствительность устанавливается каким-то отдельным колёсиком или ползунком, но тут с этим совсем просто и цифры диафрагм-апертур, что справа от буквы В, относятся к ручному режиму для работы со вспышкой или отдельным выносным экспонометром, а вот числа, что слева от буквы В, все полностью относятся к авторежиму и устанавливают для него чувствительность фотоматериала (поскольку чувствительность для корректной работы автоматики камеры должна быть установлена в первую очередь и лишь позже появилась автоматическая установка по контакт-коду на плёночных кассетах). Сперва цифры чувствительностей, с увеличением каждой всего на единицу против предыдущей, показались мне странными, но потом я вспомнил про чувствительности в немецких единицах DIN, где они (в отличие от боле привычных нам ASA-ISO-ГОСТ), не удваиваются, будучи уже изначально очень большими (сотни и тысячи), а просто идут подряд и имеют очень маленькие значения (в пределах единиц-десятков). Ну можно посмотреть таблицу соответствия немецких единиц DIN другим привычным единицам (ASA-ISO-ГОСТ) и убедиться.

    А почему же единицы чувствительностей в DIN-ах хотя бы не продублированы в ASA-ISO-ГОСТ, тем более что в основной массе делалось-то как раз наоборот и либо DIN-ы дублировали более привычные единицы ASA-ISO-ГОСТ, либо малоиспользуемые DIN-ы вообще не указывались. Это, скорее всего, тот редкий случай, когда очень старая японская камера ещё по инерции ориентируется на стандарт некогда преобладающей в фотоделе державы (Германии), когда до второй мировой войны немцы были пионерами в объективо- и камеро-строении с плёнками, во время войны какое-то время тоже, ну а после войны просели (как и Япония, кстати, поскольку та была союзницей Германии), но потом немцы попытались вернуть прежние позиции аж двумя Германиями (ФРГ и ГДР), но общая просадка Германии, её раздел на две части с последующим всё большим и большим отдалением друг от друга с разными политическими и экономическими системами (вместо кооперации), позволили Японии при экспорте Америкой её политической и экономической системы как в Японию, так и в Германию, возрождаться теми же темпами и даже примерно с той же точки, после чего, включив некоторые свои преимущества и базируясь на опыте других стран, в конце концов даже во многом превзойти социалистическую часть Германии (ГДР) и на равных соперничать с капиталистической частью (ФРГ). Но это стало возможным немного позже, а пока вот такая дань Германии с вероятностью использования ещё немецких плёнок (скажем, AGFA), пока японские (FUJI, Konica) и американские (Kodak) не потеснили, да ещё и со своим стандартом ASA-ISO-ГОСТ. А может просто в те послевоенные времена в фирму YASHICA затесались недобитые фанаты Фюрера, Третьего Рейха, Абвера, Люфтваффе и Гестапо, а потом они вымерли, их добили, уволили или заставили раскаяться и полюбить свободу и демократию с её ASA-ISO и нашим примкнувшим ГОСТ-ом (там все цифры практически совпадают). Но эта последняя информация пока не подтверждена из независимых источников (только я об этом догадываюсь).

    На резкость эта шкальная камера ("шкалка") приближённо наводится по цифрам шкалы расстояний, что расположены на кольце объектива, непосредственно прилегающем к камере. Удобных дополнительных пиктограмм-подсказок в виде упрощённых графических рисунков нет. О похожих камерах и принципах их работы я писал в разделах "шкалки" и "дальномерки". У камеры удивительно большие размеры, даже несмотря на то, что она полукадровая, да ещё и под меньшие по размеру рапид-кассеты. Размером с полнокадровую камеру с традиционными кассетами или даже ещё больше. Видно совсем древнее исполнение определяло как старомодный дизайн, так и старомодный конструктив, что, кстати, далеко не всегда минус. Особенно для затесавшихся в YASHIC-у немецко-японско-фашистских недобитков, которые, видно, нарочно спланировали её увесистость, чтобы гораздо легче убивать такой камерой противников Фюрера, Третьего Рейха, Абвера, Люфтваффе и Гестапо. Надеюсь их планы были сорваны, после чего все камеры были уничтожены, кроме одной единственной моей, чья цена теперь заоблачная. Но это тоже не подтверждено из независимых источников (просто мне бы так хотелось).

 

    Вот гораздо меньший и более лёгкий аналог описанной ранее камеры. Здесь полный авторежим по выдержке (скорости затвора) и диафрагме (апертуре) запускается по отдельной букве А (вернее надписи АUTO), а конкретные цифры диафрагмы-апертуры требуют либо показаний планируемой к использованию вспышки, либо, если вы знаете конкретную фиксированную скорость затвора (выдержку) при любой из этих диафрагм-апертур (поскольку для вспышки (для которой, в основном, предназначен режим точных цифр диафрагм-апертур) скорость затвора (выдержка) не критична), то вы можете снимать этой камерой и без вспышки по цифрам диафрагм-апертур (уйдя с режима АВТО), но для этого вам понадобится внешний выносной экспонометр (светомер). Данные на как правило единственную скорость затвора (выдержку) таких камер при работе на любой из диафрагм-апертур обычно приводятся в паспорте камеры, но он утерян. Вышенаписанное справедливо почти для всех таких камер, рассмотренных мною как здесь, так и в разделах "шкалок" и "дальномерок".

    Чувствительность, похоже, устанавливается где-то отдельно (возможно на задней стороне), а возможно и считывается по так называемому DX-коду (контакт-коду) с плёночных кассет, поскольку не знаю как у нас, а за границей успели спрогрессировать к меткам такого автоматического кода даже на рапид-кассетах. Я бы, конечно, мог уточнить у себя же более точно и подробно, но, во-первых, – это даже круто рассмотреть несколько версий, чтобы полнее и разнообразнее охватить тему, а во-вторых это развивает дедуктивный метод Шерлока Холмса и кто, рассмотрев все версии, угадал точно – тому прямая дорога в лапы Доктора Морриарти и в пасть Собаки Баскервиллей (извините – чёрный юмор).

    Что касается вспышки, то специальных салазок (как правило наверху) для вспышки нет и видно тогда ещё вспышки крепились не на салазки самой камеры, а снизу на кронштейны через штативные гнёзда, по причине тогдашнего устройства вспышки как отдельного довольно габаритного и многозвенного агрегата. В предыдущей камере салазки наверху есть, но, как я уже писал в разделе "дальномерок" и "шкалок", – первоначально они предназначались не для вспышек, а для отдельных выносных дальномеров к шкальным камерам ("шкалкам") или видоискателям к разнофокусной сменной оптике дальномерных камер ("дальномерок"), а потом такой типоразмер крепления был просто приспособлен и перенят уже для вспышек, а внутри многих таких салазок появился дополнительный центральный контакт для синхронизации зажигания вспышки с нажатием кнопки спуска камеры, а позднее начали добавлять и другие контакты для более автоматизированной, гибкой и адаптивной работы камеры со вспышкой.

    В более ранние времена ещё громоздкие вспышки, мало того, что устанавливались на отдельный кронштейн через штативное гнездо камеры, так ещё и синхронизировали запуск светового импульса с кнопкой спуска на камере только через кабель, идущей из вспышки и имеющий на конце стандартный разъём, который соединялся с ответным стандартным разъёмом на самой камере. Такие разъёмы (контактные гнёзда) на камерах сохранились даже в цифровую эру для подключения вспышек старого образца, особо мощных современных вспышек, которые из-за габаритов и массы не могут быть установлены на салазки самой камеры (только через отдельный кронштейн его винтом в штативное гнездо камеры), а также для подключения сразу нескольких вспышек. На снимках не всегда эти контакты видны и даже на верхнем они закрыты блестящими металлическими заглушками справа (двумя). Одна из заглушек закрывает вспышечный контакт (разъём), а вот вторая, похоже, под какую-то маленькую батарейку таблеточного типа. Для чего она тут не понятно, поскольку камера имеет обширную линейку фотоэлементов для питания минимальной для авторежима электромеханики, а взвод затвора с продвижением плёнки вы осуществляете сами колёсиком сзади и для этого питания не нужно. Возможно для считывания чувствительности плёнки по DX-коду и тут действительно нужно питание. Фокусировка у камеры мало того, что не автоматическая (нет дополнительных "глаз" помимо объектива и видоискателя), так она и вовсе отсутствует (нет даже соответствующего кольца фокусировки с цифрами расстояний и/или упрощёнными графическими пиктограммами, как на многих других камерах подобного класса, описанных мною выше и в разделе "шкалок"). Дело в том, что объектив на камере очень короткофокусный даже для полукадра (25мм. против 40мм. на предыдущей камере), а также невысокая светосила объектива (2,8 против 1,7 на предыдущей камере) позволяет заводским способом зафиксировать его на так называемое гиперфокальное расстояние, когда за счёт своей широкоугольности (сверх-широкоугольности) и невысокой светосилы объектив может без наводки на резкость снимать начиная с какого-то расстояния и до бесконечности благодаря большему запасу по глубине резкости, чем более длиннофокусные и светосильные объективы.

     Для примера, камера того же класса той же фирмы и по сути аналогичная. Батарейка не требуется. Она полукадровая, хотя и не под рапид кассеты, но, честно говоря, полукадровость может способствовать уменьшению габаритов камеры в большей степени, чем рапид-кассеты, поскольку рапид-кассеты не сильно меньше обычных, а вот более короткое расстояние между катушками (благодаря полукадру), да и более миниатюрная оптика (из-за покрытия меньшего круга изображения) – сильнее способствуют миниатюризации и данная камера просто рекордная по миниатюрности из всех моих. Конечно, скорее всего, специально задались такой целью и дело выгорело благодаря усилиям по дизайну, компоновке, конструкции, да ещё и миниатюрному полукадровому объективу без наводки на резкость благодаря сверширокугольности и невысоким светосилам (на нем даже параметры не указаны и привет дешёвым мыльницам, поскольку уже, видать, начали готовиться и отрабатывать приёмы для будущего "мыла"). Здесь хорошо видное колесо наверху для установки чувствительности фотоматериала и там же в окошке можно установить режим А (полный автомат по диафрагмам-выдержкам (скоростям затвора - апертурам), а также устанавливать диафрагмы-апертуры по числам для вспышки (см. данные конкретной отдельной вспышки) или внешнего экспонометра для обычных съёмок (скажем, на улице), для которых, правда, надо знать паспортные данные на скорость затвора (выдержку) при установке разных значений диафрагм-апертур (для вспышки скорость затвора (выдержка) не так критична, поэтому она может быть какой-то одной). Специальных салазок для установки вспышек на камере нет (время не пришло), как и просто салазок для отдельного выносного дальномера, куда можно было бы вспышку вставить (как, например, на вышеописанной камере YASHICA), но вот контакт для провода от вспышки на камере (стандартный даже для очень старых камер, но не на всех хорошо заметный в кадре (на многих камерах он в торцах сбоку)) конкретно на этой камере в таком ракурсе отлично виден на торце сверху справа, а чуть ниже как раз штативное гнездо, куда раньше для работы тогдашних вспышек крепились кронштейны (винтом самого кронштейна, подходящего под резьбу штативного гнезда), а уже на эти кронштейны в свою очередь крепились вспышки уже на их вспышечные салазки. Тут, правда, кронштейн закрепить не так-то просто, поскольку нельзя закрывать им электронный контакт-разъём камеры на ответный контакт-разъём шнура синхронизации самой вспышки. А два гнезда (электронное и механическое) расположены мало того, что очень близко, так ещё штативное нетрадиционно в торце (на боковине), а не внизу, где в этой камере почему-то расположены два колеса (взвода затвора - продвижения плёнки и обратной перемотки) и такая причудливая конструктивная компоновка, вероятно, дань компактности и может вызывать трудности при монтаже вспышечного кронштейна и подключении шнура синхроницации вспышки. Однако были варианты работы, когда человек просто держал вспышку в одной руке отдельно от камеры, а другой рукой держал камеру, ловил кадр в рамку и нажимал на кнопку спуска, при этом камера и вспышка были связаны лишь шнуром электронной синхронизации (обходилось без жёсткого закрепления её на камеру кронштейном и он при этом был вообще лишним). Но такой трюк удобнее было проводить либо после наводки камеры на резкость заранее, либо совсем легко позднее появившимся автофокусом или в таких вот камерах, где наводка на резкость вообще не предусмотрена и можно одной рукой держать камеру, ловить в рамку кадра объекты и этой же рукой (пальцем) нажимать на кнопку спуска (затвора), а через шнур синхронизации вспышка сработает у вас в руках (главное направить её в правильную сторону).    

Ну ладно с плёнкой, но, казалось бы, ничто не мешает воспользоваться многочисленными вышеописанными камерами (и им подобными) сейчас, как говорится, "на цифру", но это почему-то намеренно и совершенно умышленно исключено меркантильной злой волей производителей цифровой техники. Хотя может возникнуть вопрос вообще об актуальности цифрового использования подобных камер. Но, как я уже писал выше – дальномерная оптика (и подобная ей оптика разнотипных любительских камер) с коротким рабочим отрезком может быть сделана с максимально высоким качеством, выше, чем у оптики к зеркальным камерам, да и параметры такой оптики могут быть уникальными, не говоря уже о таких вещах, как красивые неповторимые рисунки такой оптики. Много ли сменных объективов с параметрами 40мм. на 1,7 (как во многих таких камерах, да и вообще сороковок или сорок с небольшим)? А 36мм., 37мм., 38мм., 39мм., коих было полно в таких и похожих камерах. Да либо аналогов нет вообще, либо они весьма ограничены и даже специфичны. А демонтировать такие объективы для постановки на "зеркалки" не получится как раз из-за короткого рабочего отрезка, при котором такие объективы придётся утапливать в корпус "зеркалки" до глубины, при которой не сможет работать зеркало. Только на беззеркалках такой трюк может сработать, но из-за специфичности работы такой оптики как встроенной – могут возникнуть серьёзные проблемы с запуском на них диафрагм (апертур) и даже фокусировки.

Когда-то уже очень давно прямо на пороге цифровой эры были придуманы, продуманы и даже реализованы такие в общем-то явно напрашивающиеся и несложно изготавливаемые вещи, как цифровые вкладыши в любой плёночный фотоаппарат и на выставках были представлены такие модели и даже, вроде бы, в продажу они начали поступать, но вот "доставать" их было чрезвычайно сложно вплоть до полной невозможности вообще (у нас так точно). Видно фирмам просто выгодно навязывать цифровой аппарат полностью со всем набором, чтобы вы заплатили за всё по полной, а вкладыш имеет всего по минимуму – лишь накопитель в форме бачка для плёнки (чтобы помещался в плёночный отсек), который можно было вставлять как плёнку, да "язычок" в виде цифровой матрицы, торчащий из бачка как кусок плёнки, который позиционировался в кадровом окне плёночной камеры вместо плёнки и всё. В бачок можно было вставлять карту памяти или он мог бы быть самостоятельным накопителем и ещё предусматривалась возможность менять чувствительность (и возможно некоторые другие параметры). Ну и питание там же в этом псевдо-бачке размещалось. Вот вам и решение, которое уже было реализовано, но потонуло (вернее утопили) благодаря сопротивлению и прочим сопутствующим усилиям фирм, которым надо было сбывать более сложные и поэтому дорогие изделия (типа всё в одном и за всё платите), поскольку им (не нам) так выгоднее, а пипл схавает, поскольку ему ж теперь вообще не задача в пол щелчка объяснить, что может быть только так и никак иначе. Пипл уже давно дебилизован, оболванен, дрессирован, натаскан, заточен и обработан так, как надо фирмачам с их фирмами. С рекламным дустом и героином массового поражения из каждого утюга – и неизменно превосходный результат похлеще всех атомных бомб вместе взятых. Говорили же нам, что если их всех взорвать, то наш мир можно уничтожить многократно. А коль вместо атома дерьмо, героин, рекламный дуст, дурилки из всех щелей, то всё это на всех толстым слоем многократно и уже не отмыться и не выкарабкаться.

А то так бы все вкладышами пользовались по дешёвке (во всяком случае многие, зная о такой возможности) вкупе со старыми камерами и фирмы бы недополучали бешеных бабок и сверхприбылей за новые хреновые и полностью упакованные всем по полной говёшки. А так – все эти ещё не вымершие привереды, эстеты, "ботаники" и "головастики" всё равно благодаря усилиям фирм в подавленном меньшинстве сидят тихо и вякать им не позволено громче охвата тем местом, на котором стоят (или сидят). И лучше бы им совсем вымереть, к чему все и стремятся ради всеобщего счастья "поросячьих радостей" без напряга, мозгов, заморочек и "ненужных лишних" вопросов.

Хотя для широкоформатных камер (вроде Хассельбладов) фирмы таки делают исключения в виде цифровых задников (как бы те же вкладыши), просто там и сами камеры бешено дорогие, и оптика к ним, и всякие другие приспособления, поэтому вроде как-то ну уж совсем неудобно заставлять владельцев таких и без того сверхдорогих моделей камер, оптики и аксессуаров, забросить их подальше (или вообще выбросить), после чего покупать всё то же самое, но уже цифровое и благодаря широкому формату – ещё более дорогое. Поэтому тут, так уж и быть, для таких сверхбогатых людей фирмы делают исключение и всего лишь (подумать только!) доукомплектовывают старую плёночную аппаратуру столь высокого класса (и цены) дополнительными цифровыми задниками (как бы вкладышами), а вот с бедными людьми никто так церемониться не будет – вытряхивай весь кошелёк и не вякай, поскольку у тебя там и так не много. Это у богатых много, поэтому денег хватит ещё и на повлиять на таких вот "хозяев жизней", которые так нехорошо будут с ними себя вести (как они позволяют себе наглеть в отношении "голи перекатной"). И того и глядишь "полетят клочки по закоулочкам": - пойдёт передел сфер влияния под воздействием бабок богатеев и их обнаглевшая ровня из фотобизнеса нет нет да и нарвётся в лучшем случае на грубость в виде хорошо оплаченных громких судебных процессов с огромными исками (усиленные большими бабками для громкого шума и оглушительного результата), а в худшем даже страшно представить себе огромные потоки бабла, идущие на бунты, революции, восстания, погромы, теракты, разбои, дебоши, разгромы, разбои, бесчинства, перевороты, опрокидывания, которые "чисто случайно" в первую очередь затронут деляг от фотобизнеса.

Поэтому пока не прекращают супостаты выпуск цифровых задников (считай вкладышей) к сверхдорогим плёночным широкоформатным камерам, а то как бы чего не вышло с побочным эффектом в виде тяжёлым по башке, острым по телу, взрывчатым в разные стороны от гопников да лузеров (которым даже "мыльницы" не по карману), проплаченных такими же супостатами, купившими ранее по сверхдорогой цене прежние широкоформатные плёночные изделия, а предложение заплатить столько же за цифровые аналоги может вызвать у них жгучее желание заплатить не за это, а за (см. выше). И денег на это, в отличие от "голи перекатной", хватить может.

А вот к малоформатным камерам вкладышей не будет, поскольку мы не обладаем такими возможностями для передела сфер влияния, дворцовых переворотов, свержений, опрокидываний и революций. Только в качестве проплаченного орудия возмездия олигархата. И экономика тут совершенно не при чём. Всё чистая политика.

Ну это так – лирическое отступление (вернее – наступление с контрнаступлением).