Фотоувеличитель

 

 Фотоувеличитель Krokus 4 SL Фотоувеличитель Krokus 4 SL

 Вообще-то фотография настолько стара, что появилась задолго до появления компьютеров и других электронных устройств. Разве что может быть лампочка появилась раньше, да и то я не уверен. На протяжении очень длительного времени единственным результатом фотографической деятельности был отпечаток на каком-нибудь материале (как правило – на бумаге (фотобумаге)). Никаких дисплеев, мониторов не было очень продолжительное время, но даже когда они появились – они поначалу тоже могли только воспроизводить картинку в реальном времени с камер прямого эфира, поскольку никаких запоминающих (записывающих) устройств тоже какое-то время не было. Потом они появились, но долгое время после этого не было никаких сканеров для оцифровки плёнок, ибо даже в компьютерную эру на протяжении немалого промежутка времени фотография существовала только в плёночном виде. Это потом появились матрицы регистрации изображений и стала возможной запись фотоснимков в компьютерные файлы без плёнки. Но даже и тут поначалу (довольно долго) такая фотография считалась низкокачественной (при этом – слишком дорогой, отпугивающей массового потребителя) и плёночная была предпочтительней. Предпочтительность, правда, снижалась по мере совершенствования цифровых технологий, а также их удешевления, и сейчас, конечно, большинство (и даже среди профессионалов) предпочитает цифровые методы записи изображения, поскольку качество сравнялось, цены снизились до приемлемого массовым потребителем уровня, а удобство цифровых технологий даже в начале цифровой фотографии были налицо (быстрый результат, простота получения).

Ну а пока люди снимали на плёнку и одним из самых распространённых методов получения готового изображения в плёночную эру была проекция промежуточного изображения с плёнки на бумагу (фотобумагу) с помощью фотоувеличителя. Если это не была слайдовская (позитивная) фотоплёнка, то изображение на плёнке было как бы промежуточным результатом, который сразу нельзя было увидеть в окончательном варианте, так как изображение было негативным (негативом), с инверсными цветами. Т. е. чёрное было белым, тёмное – светлым,  красное – зелёным, жёлтое – синим и т. д. и наоборот. Это сейчас всё сразу позитивное и сразу всё видно так как есть. А тогда негативное изображение с плёнки надо было проецировать на такой же негативный фотоматериал (например фотобумагу) и тогда изображение получалось правильным (позитивным).

Бумага для фотографий представляла из себя фотобумагу с чувствительным к свету слоем, который ни в коем случае нельзя было до времени засвечивать (т. е. вынимать из специального чёрного чехла на свету). В принципе вместо фотобумаги мог использоваться и другой чувствительный материал (например ткань или какие-нибудь пластины, покрытые светочувствительной эмульсией). И опять этот материал нельзя было раньше времени выносить на свет. Сперва на материал проецировалось (экспонировалось) изображение, потом оно проявлялось в специальном растворе (проявителе) до появления изображения, а потом после проявления изображения – это изображение фиксировалось в другом растворе (закрепителе) и вот тогда материал с изображением уже можно было выносить на свет. Ну а до этого все действия с фоточувствительным материалом (до экспонирования (проецирования), проявления и закрепления) производились в темноте. Но тут правда стоит отметить, что долгое время самой распространённой фотографией была чёрно-белая и тогда фоточувствительные слои были невосприимчивы к красным лучам и все манипуляции с непроявленным и незакреплённым фотоматериалом производились при красном свете. Для этого достаточно было обычную лампу обернуть красным материалом. Как правило для этих целей продавались лампы, закрытые красным стеклом (красные лампы). На фото под проекционной головкой как раз видна прозрачная красная пластинка, которая отодвигалась, материал с плёнки экспонировался какое-то время на фотоматериале (как правило – фотобумаге) белым светом для получения итогового изображения и красная пластина снова задвигалась и перекрывала изображение с белым светом (эта процедура ограничивалась определённым временем (нередко по специальному таймеру) для правильного экспонирования).  

Конечно существовала и цветная фотография, но тогда большинство манипуляций надо было делать в полной темноте (красные лампы уже были недопустимы), химии было побольше да и все остальные работы усложнялись. Поэтому в те времена мало кто сам возился с цветной фотографией, а вот на цветной слайд снимали многие, поскольку эту слайдовскую (позитивную) плёнку просто сдавали в какую-нибудь фото-студию, там её проявляли и плёнка с реальными изображениями была готова. Потом эту плёнку люди сами разрезали на кадры, вставляли в рамки и просматривали либо в колбах, либо через проекторы на белое полотно. Т. е. фотография на слайд отличалась тем, что тогда куски плёнки размером с кадр уже представляли из себя готовые изображения и таких изображений на плёнке умещалось 36 (36 кадров), а поскольку кадры были маленькие (24мм. на 36мм.), то их надо было увеличивать либо в колбах с увеличительными стёклами, либо с помощью проекторов (с линзами и просвечивающими лампами) на белое полотно.

Но позитивное (слайдовское) изображение было как бы в единственном числе и для его тиражирования требовались другие носители, например та же бумага (фотобумага). И на эту бумагу изображение опять проецировалось (экспонировалось) с помощью всё того же фотоувеличителя. При этом фотобумага была уже позитивная. Это потом появились слайд-сканеры (или фильм-сканеры) фотоплёнок в качестве периферийных устройств для компьютеров. Поначалу даже в компьютерную эру и этих устройств не было.

На снимке в начале главы изображён знаменитый фотоувеличитель Krokus польского производства (ПНР). Отечественные фотоувеличители ценились гораздо меньше. Конечно были более крутые фотоувеличители производства других стран, но они долгое время оставались недоступны широким массам фотографической общественности из-за того, что не ввозились и не продавались, да и стоили безумно дорого даже для тех, кому были доступны.

Разумеется всё это было до появления минилабов, где за вас сами все делали операторы и специально сконструированные машины. Вот тогда и цветная фотография получила самое широкое распространение не только на слайдовских (позитивных) плёнках, но и на фотобумаге. А пока только слайдовскую позитивную плёнку могли проявить в какой-нибудь фото-студии, ибо самому её проявлять было почти невозможно, поскольку это требовало специального сложного оборудования.

Чёрно-белую негативную фотоплёнку можно было проявить самому, зарядив в специальный бачок и залив туда химический раствор (два – сперва проявитель, потом закрепитель). Бачки из пластика были дешёвыми, химия для проявки и закрепления чёрно-белых негативных плёнок тоже недорогой. Ванночки для проявки готовых фотоматериалов (бумаг, тканей) и соответствующая химия (проявители, закрепители) также требовались и продавались недорого в фотомагазинах.

Колба Ленинград

На фото изображена простейшая и наиболее распространённая колба "Ленинград" с увеличительным стеклом для просмотра слайдов (разрезанных и вставленных в рамки кадров с позитивной (слайдовской) плёнки). Затем эти вставленные в рамку кадры (форматом 24 мм. на 36 мм.) вставлялись в щель колбы и через увеличительное стекло просматривались на свет, направляемый в заднюю стенку с молочным матовым стеклом (для более равномерного освещения всех частей кадра). Это мог быть свет от любой лампы, от окна, от солнца.

Монитор для слайдов

На фото – более продвинутый вариант той же колбы с большим увеличительным стеклом (оптическим экраном-монитором) и собственной встроенной готовой подсветкой тыльной лампой через тыльное матовое стекло (для более равномерного освещения слайда (куска позитивной плёнки, вставленного в рамку)). Рамка со слайдом также вставляется в щель сверху и щель ещё дополнительно снабжена удобными направляющими салазками.

 Этот проектор произведён западногерманской фирмой "Carl Zeiss" и удобно размещается (складывается-раскладывается) в небольшом чехле-чемоданчике. Проектор середины прошлого века (а то и более ранний), но даже лампа до сих пор работает, поскольку она специальная, добротная и по-видимому рассчитанная на неограниченное время эксплуатации.

Проектор Этюд

На фото – отечественный проектор на белое полотно (как в кинотеатре) "Этюд". Это был небольшой удобный и очень распространённый проектор времён "плёночной эры". Рамки со слайдами вставлялись в слот (на фото сбоку), задвигались под лампу и изображение со слайда проецировалось на большое полотно (как правило белое для наилучшего качества). Ещё один момент был связан с тем, что не все плёнки разрезались на куски 24мм. на 36мм. (слайды), а иногда люди сохраняли всю плёнку целиком (хранили её свёрнутую в бачках) и такой вариант назывался диафильмом. Как правило это делалось для кадров плёнки, связанных одной единой тематикой. Вообще-то так продавались уже готовые диафильмы. Это были, например, сказки для детей и они представляли из себя как бы визуальные варианты книжек с картинками и текстами. Но были готовые диафильмы и по другим тематикам. Это было распространено до появления видео (видеозаписи, всех этих видеомагнитофонов, видеопроигрывателей). Данный проектор позволял просматривать плёнки целиком (диафильмы). Для этого он был снабжён специальным дополнительным съёмным модулем с двумя катушками (приёмной и подающей). Модуль для слайдов снимался (он также съёмный) и на его место устанавливался модуль для просмотра целой плёнки (диафильма).

Проектор Этюд

Вот этот проектор в сложенном виде. Он достаточно миниатюрен и умещается в небольшую коробку. Были и более мощные проекторы, но они уже занимают больше места. Вообще-то такое оборудование сейчас практически не востребовано, но лично мне всё это выкидывать просто жалко. Думаю что многие люди уже сделали это не моргнув глазом, но я так не могу. Вещи очень добротные, полностью рабочие (рассчитанные для неограниченного времени эксплуатации даже со всеми их специальными лампами), поэтому я лучше сохраню их в качестве музейных экспонатов, хотя моя квартира мало годится для этого и слишком тесна для музея. Так же я очень уважаю тех людей, которые так же бережно относятся к старым добрым временам (в смысле всё старое добро (доброе) сохраняют), коллекционируют старые вещи (нередко даже покупая у других) и ничего (как бы ненужным сейчас это не было) стараются не выбрасывать. Лучше уж продать что-то таким коллекционерам, пусть и за символические деньги, чем нести на помойку. А будет побольше помещение, даже, возможно, общедоступное – так можно и музей устроить. Историю нельзя перечёркивать. Кто перечёркивает прошлое, тот перечёркивает настоящее и будущее, ибо всё в этом мире так или иначе взаимозависимо.