Polaroid Impulse   

    За текстом (чтобы заново не изобретать велосипед) обращусь к книге М. Я. Шульмана "Фотоаппараты", немного подработаю изложение 1984 года для актуальности восприятия и добавлю свои камеры с примерами их работы.

    Такие камеры позволяли получать моментальный отпечаток, поскольку камера и принтер были как бы в "одном флаконе". Но в те ещё плёночные времена это была не просто печать с цифрового носителя, а химический процесс. Процесс называется диффузионным, так как в нём используется явление диффузии комплексных солей серебра в щелочной среде для получения чёрно-былых снимков и специальных красителей – для цветных. В те времена чёрно-белая фотография была даже более распространена, чем цветная, из-за дороговизны и меньшей доступности цветной. Поэтому дальше немного о чёрно-белой фотографии.

    В состав одноступенного (моментального) чёрно-белого фотокомлекта входят негативный и позитивный фотослои, которые после экспонирования негативного слоя смазываются пастообразным проявителем и приводятся в тесный контакт друг с другом. Экспонированные зёрна галогенида серебра негатива за несколько секунд восстанавливаются до металлического серебра, а неэкспонированные зёрна растворяются тиосульфатом натрия, входящим в состав проявителя. Получается растворённая комплексная соль серебра, которая движется (диффундирует) в позитивный слой, поглощается равномерно распределёнными в нём зародышами серебра и восстанавливается проявителем в этом слое. По окончании проявления позитив и негатив разделяются. В некоторых вариантах процесса остатки продуктов проявления нейтрализуются при смачивании поверхности готового позитива специальной жидкостью, которая одновременно образует слой лака, защищающего изображение от повреждений.

    Исследования диффузионного процесса начались в начале 20-го века, а в 1940-х годах Э. Ленд, создатель фирмы "Полароид", разработал варианты этого процесса для использования в фотоаппаратах массового выпуска. В первых моделях аппаратов "Полароид" используется ролфильм, т. е. в фотокомплект входят катушки негативного (1) и позитивного (7) фотоматериалов, рассчитанные на 8 или 6 кадров. После съёмки (экспонирования) через объектив (8) каждого негатива, выступающие из фотоаппарата концы (2) негативной и позитивной лент вытягивают из него пальцами на определённую длину. При этом в узком зазоре между двумя стальными роликами (5) раздавливается очередная капсула (6) с проявителем. Проявитель таким образом смазывает контактирующие поверхности 3 негатива и позитива, остающихся внутри фотоаппарата на время проявления (до нескольких минут), после чего открывают дверцу (4) в задней крышке фотоаппарата и отделяют готовый снимок-позитив от негатива.

Polaroid

    В книге также указываются отечественные аналоги этой камеры: - "Момент" и "Фотон" аж 1950-1960-х годов выпуска и я встречал такие на вторичном рынке за очень большие деньги, но не потому, что они лучше даже самых дешёвых Полароидов, а потому, что выпущены очень маленькими тиражами довольно давно и это их вот такая чисто коллекционная ценность. Полароиды и аналогичные камеры других фирм (например Кодак) стоят гораздо дешевле почти по всем моделям, за исключением некоторых тоже очень редких по причине изначальной дороговизны (например из-за отделки металлами, большого формата, сменной оптики, лучшей функциональности и вариативности).

    Очевидный недостаток системы мгновенного ролфильма – несколько замедленный темп съёмки (третий кадр комплекта можно экспонировать (снимать) лишь, когда начнётся проявление второго кадра и т. д.). Ещё раз повторюсь, что в те времена такая "мгновенная фотопечать" была химической, поэтому времени на неё уходило больше.

    Для ускорения съёмки позднее и до самого конца системы фирмой "Полароид" в 1963-м году был разработан магазинный фильмпак на несколько фотокарточек, который позволял сразу после съёмки (экспонирования кадра) вытягивать из фотоаппарата соответствующие негатив и позитив в виде единой фотокарточки, после чего карточку можно было сразу отложить и снимать снова на следующую карточку из магазина, но изображение на карточке проявлялось не сразу, а по истечении некоторого не очень долгого времени (химический процесс был более медленным). К тому же фильмпак с уже заряженными отдельными плоскими фотокарточками (как правило в обойме фильмпака они были единого размера) обеспечивал более плоскую по сравнению с ролфильмом поверхность кадра и более равномерное распределение реактивов по кадру.

Polaroid

    Во время экспонирования (съёмки) первого негатива комплекта из корпуса выступает конец белой бумажной полоски а). При вытягивании её после экспонирования кадра (съёмки) в выходной щели аппарата появляются концы жёлтой бумажной полоски, склеенной с негативом, и соответствующей плоски, склеенной с позитивом б) (на данном рисунке показан один негатив и один позитив). Когда листы негатива и позитива вытягиваются из фотоаппарата, в рабочей щели раздавливается капсула с проявителем в) (на данном рисунке показан один негатив и один позитив). Фотослои не засвечиваются во время проявления, так как задние стороны негатива и позитива непрозрачны, а от попадания света сбоку защищают непрозрачные компоненты проявителя.

    Помимо этого существовал ещё и планфильм, т. е. плоские листы фотоматериала, заряжаемые поштучно в специальные кассеты. Такие кассеты часто использовались в виде приставок к фотоаппаратам или другим приборам для быстрой регистрации изображений: - микрофотографии, съёмки с экрана, рентгеновской, инфракрасной съёмки и т. д. Некоторые такие кассеты позволяли, помимо получения позитива, сохранить ещё и негатив для последующего сканирования, размножения, увеличения.

    Рассмотренные выше процессы получения чёрно-белых отпечатков требовали выдерживания определённого времени проявления, по истечении которого надо было отделить позитивное изображение от негативного. Это было не очень удобно, особенно учитывая, что время проявления зависит от температуры окружающего воздуха. Поэтому позднее и до самого конца подобного способа получения изображения появился цветной фотоматериал, состоящий из 17 тонких слоёв (!). Этот фотоматериал проявлялся на свету полностью автоматически, т. е. за временем проявления следить было не нужно. Как и в ранних чёрно-белых версиях, магазинный фильмпак для цветных снимков был заряжен несколькими фотокарточками единого формата (как правило). Проявление начиналось с момента раздавливания капсулы с активирующими веществами при равномерной (с помощью электродвигателя) протяжке материала и продолжался после полного выхода карточки ещё какое-то не очень продолжительное время. Причём почти сразу же появлялось сперва бледное, а потом всё более и более чёткое и контрастное изображение, которое постепенно формировали диффундирующие красители. Во время проявления светочувствительные слои материала защищены от засвечивания с одной стороны непрозрачной подложкой, а с другой – непрозрачными компонентами активирующих веществ.

    Так как в таком варианте изображение не переносится с негатива на позитив (отделяемых листов негатива вообще нет), то в некоторых таких камерах между объективом и фотоматериалом помещалось посредническое зеркало для переворота изображения, что требовало, помимо ухода за объективом (чтобы он не загрязнялся), ещё и ухода за зеркалом (хотя и по минимуму, поскольку зеркало находилось внутри камеры и было защищено примерно как внутренние линзы объектива).

    Аналогичные камеры, помимо фирмы Polaroid, выпускались и другими фирмами (например Kodak, Fuji). 

    Во втором варианте фирмы Kodak аж два посреднических зеркала, но были варианты вообще без зеркал, хотя зеркала позволяли сделать камеры более компактными.

    В своё время мгновенные камеры типа "Полароид" были мечтой для многих (и просто фантастикой), а после начала поставок к нам – редки и дороги в продаже. Первую такую камеру моему отцу подарили к Юбилею на работе, скинувшись всем коллективом и купив в магазине. Сейчас такие можно без проблем купить на "барахолках" задёшево, поскольку они уже не актуальны из-за прекращения выпуска магазинов с карточками прежних форматов, да и сами камеры могли уже повыходить из строя. В цифровую эру какие-то аналогичные новодельные камеры я видел в магазинах, но там уже другие стандарты и форматы, не совместимые с прежними. За явно передовым (на тот момент) способом получения мгновенного фотоизображения скрывалась куча недостатков, но поначалу они затмевались явным преимуществом моментального получения фотоснимка на карточке. По-правде говоря, в те времена на карточки печатали все получаемые фотографическим способом изображения (с плёнок, например), поскольку компьютеров со сканерами ещё не было. Поэтому недостатки мгновенного полароидного процесса не были так заметны, как позднее и уж тем более сейчас. Что касается самих камер, то в нашу страну, в основном, завозились их самые дешёвые типы (и наименее качественные по всем параметрам), хотя за границей модельный ряд был довольно широк и разнообразен – от самых дешёвых простых моделей до самых дорогих навороченных (и высококачественных). Просто там народ был (и остаётся) побогаче, поэтому и мог позволить себе более дорогие и качественные решения. А нам доставалась дешёвка, поскольку даже она очень дорого для нас стоила.

    Отцовский "Полароид" был мною выброшен, но такие самые дешёвые модели в своё время завозились к нам в самых больших масштабах и в самом массовом количестве валяются сейчас на барахолках по самым бросовым ценам, но желания купить такую камеру обратно даже в качестве экспоната у меня нет. Слишком она громоздкая, неудобная, а над исполнением посмеются даже китайцы, хотя в те времена высокотехнологичного (и не только) китайского производства ещё не было, а сейчас всё говорит о том, что это как бы типа китайская дешёвка, но почему-то со штемпелем Made in UK (Англия).

    А вот найденную на помойке в идеальном состоянии в коробке и с инструкцией камеру несколько иного типа сохранил, поскольку она нравится мне чуть больше (немного компактнее), хотя по исполнению всё та же как бы типа китайская дешёвка с надписью Made in UK (Англия), хотя в те времена массового китайского производства для всего мира было даже за горизонтом не видать. Были, конечно, более дорогие и качественные модели, но такие к нам в массовом порядке не завозились, потому что стоили очень дорого и даже сейчас, будучи уже неактуальными, редкие гости на наших вторичных рынках и стоят очень дорого.

    Поэтому в своё время мы снимали, в основном, "дешёвками" (пусть и дорогими для нас) с не самыми лучшими результатами. Найденная мною и сохранённая камера того же класса, хотя чуть более высокого, чем подаренная моему отцу (она не только компактнее, но и линзы там, говорят, стеклянные, а не пластиковые (во аж как осчастливили!)). Коротко об этом "чуде" (ещё раз снесу его с верха сюда):

Polaroid Impulse

    Камера включалась нажатием на вспышку, после чего вспышка выскакивала в рабочее положение с одновременным открыванием заслонкой линз объектива и началом зарядки этой самой вспышки, т. е. камера без вспышки вообще не снимала ни при каком свете, а после съёмки камеру рекомендовалось сразу же отключить нажатием на вспышку и утапливанием её в корпус с синхронизированным закрытием заслонкой линз. Оставлять во включённом положении (с постоянно готовой вспышкой) камеру надолго было нельзя, поскольку даже не работающая, но готовая к работе вспышка сжирала электроэнергию. Подробнее о недостатках жёстко-встроенных вспышек я писал в разделе "дальномерок" и "шкалок" (и в разделе "Вспышки"). А тут ситуация усугублялась ещё и тем, что запитывалась камера от фильмпака (магазина с фотокарточками), куда намертво была вмонтирована ещё и батарея электропитания совершенно нестандартного и незаменяемого формата (фильмпак был герметичен). Поэтому если разрядить встроенное питание фильмпака (надолго оставленной во включённом состоянии камерой или просто долгим хранением фильмпака (дольше гарантийного срока)), то карточки внутри считай пропали – другой энергии для работы камеры взять неоткуда. Возможно такое неавтономное питание было только в дешёвых камерах, хотя магазинные фильмпаки были не дёшевы, но сколько таких было "похоронено" вместе с карточками внутри и нами, и нашими родственниками со знакомыми в своё время.

    На рисунке из инструкции показана зарядка в камеру фильмпака (магазина с фотокарточками), а также включение камеры нажатием и выскакиванием (с активацией) вспышки.

    Любопытен также переключатель дистанций съёмки на верху камеры.

 

    Изначально движок в положении съёмок от 1,2 до бесконечности и даже если вы его сдвинете и отпустите – под воздействием пружины он вернётся обратно. Сдвиг означает очень близкую дистанцию от 0,6 до 1,2 метра и по идее должен активироваться принудительно для как бы типа макро-съёмок, поскольку объектив портретного фокуса в 113мм. (из инструкции) и при обычных съёмках ближе никто не снимает.

    При сдвиге движка в положение близких дистанций через линзы видно, что внутри линзовой конструкции (в некоторых камерах поверх её) вдвигается ещё одна дополнительная линза (как бы добавляется увеличительное стекло). Это очень похоже на систему так называемых макро-линз в оправе, насаживаемых (навинчиваемых) как фильтры перед передней линзой объектива (см. об этом в разделе "макро" Фотомузея). Не самое лучшее решение (лучше отодвигать оптику макро-кольцами, мехами, червяками-геликоидами или другими механизмами), но тут оно, видать, самое дешёвое.

Polaroid supercolor spirit

    Вот камера несколько иного дизайна, но аналогичного функционала и тут движок диапазонов расстояний находится спереди камеры, а не наверху. Для очень близких дистанций тут тоже в линзовую конструкцию вдвигается дополнительная линза.  Для того, чтобы не усложнять восприятие таких камер и не запутывать потребителей – на многих других аналогичных камерах (о них ниже) режим близких дистанций просто отсутствует и снимать можно от 1,2 м. (или около того) и до бесконечности.

    Ну и, действительно, – довольно сложно не только для дилетанта (любителя), но и для профессионала определить (и уж тем более на глаз), что объект находится мало того, что ближе 1,2 метра (это ещё как то с трудом можно определить), но дальше, чем 0,6 метра и вот эти узкие "ворота" всего в 0,6 метра на ограниченной близкой дистанции – это тут даже ультра-профи будет поставлен в тупик (и попросит рулетку), а уж любители (дилетанты) вообще побоятся связываться с этой опцией близких дистанций и она окажется для них совсем лишней и не востребованной. Вот почему такой режим близких съёмок изъят во многих аналогичных камерах и для них в инструкциях рекомендуется снимать не ближе минимальной дистанции в районе 1 метра (дальше - пожалуйста).

    В некоторых других камерах (о которых ниже) используется так же и более точная автоматическая фокусировка.       

 

    Под линзой объектива ещё один "улучшайзинг" в виде "сделать светлее, темнее". В соответствующем разделе приведён лишь один единственный конкретный пример (вернее два однотипных), хотя таких может быть много. Ещё парочка примеров в другом разделе "типичных ошибок" и всё. Видно автоматика экспонометра (светомера) камеры слишком примитивная, неумная (стоит единственный банальный центрально-взвешенный замер света (некоего круга изображения по центру) или усреднённый по всему полю кадра).

     И вот раздел "типичных ошибок" экспонометра (светомера) камеры без корректирующего ручного вмешательства. Привожу два наиболее показательных примера, хотя их может быть много, просто остальные, приведённые в малостраничном руководстве, вообще ошибками не считаю (тёмный далёкий задний план из-за "недобивания" вспышкой предполагается исправлять придвиганием заднего плана и хорошо, если это не гора (которую всё равно никакая вспышка не осветит), а стена, к которой предлагается придвинуться снимаемому(мой) или снимаемым). Другие ошибки связаны с нежелательными механическими воздействиями (например отпечатками пальцев), а одна из нерезкостей объяснена тем, что вы забыли сдвинуть ползунок на близкие (макро) дистанции. Но камеры-то дилетантские и кому об этом заботиться, как и о многом другом?

    Ну мне-то понятно, что человек на фоне очень светлого окна в тёмной комнате (или гораздо хуже освещённой, чем свет на улице) и я приводил этот классический пример в своём учебнике по фотографии. И в этой камере надо бы делать посветлее соответствующим ползунком (не соображая почему и до какой степени (там несколько градаций)), хотя в инструкции предлагается просто тупо сместить человека с такого фона (!), т. е. сделать совсем другую фотографию. А ещё я приводил в Учебнике пример, когда этот же человек может стоять на освещённой улице на фоне тёмных деревьев (или другого более тёмного фона) и тогда в этой камере надо делать наоборот потемнее (а примера этому нет), а в инструкции могло бы быть (по аналогии с предыдущим примером) написано (но поленились), что тёмный фон (лес) тоже надо убрать. А какой фон вместо него "подставить"? В идеале однородный со снимаемым (его лицом) – скажем – на фоне голых и плотно развешенных по всему кадру людских тел единой расовой принадлежности и загорелости (вот он идеал!).

    Справа явно более светлый объект на переднем плане и в этой камере надо делать посветлее, что и рекомендуется почему-то только для этого снимка, хотя с соседним следовало бы поступить так же, но, видать, со слишком сильными перепадами света слабый сдвиговый ручной компенсатор не справляется, поэтому в первом примере и порекомендовали вообще убрать человека от окна. А как же тогда вспышка? Ну, видать, слишком маломощная, чтобы добить или слишком тупая экспонометрия (светометрия), чтобы контровый (фоновый) свет (я уж молчу о переднеплановом) определить как более слабый или сильный паразитный (не сюжетно важный) и "вдарить" вспышкой посильнее или, наоборот, послабее (а в некоторых случаях лучше вообще вспышке "заткнуться", но для такой камеры, видать, невыполнимая задача).

    Больше никаких примеров. Но вот вам из моей жизни, когда снимали родственники-знакомые и даже я (море плохих кадров, да и хорошие можно назвать такими с большой натяжкой):

    Ну вот типичный случай, не описанный в руководстве, когда лампа над головами и вы снимаете так же близко. Хотя, казалось бы, случай аналогичный свечам на торте (чуть выше) и вроде бы тоже свет на переднем плане, с той лишь разницей, что люстра выше людей, а торт со свечками ниже. Но в случае свечек на столе задний сюжетно-важный план с людьми недосвечен (и надо было делать посветлее), а в случае с люстрой люди явно пересвечены и тут, наоборот, надо было делать потемнее. Почему столь разные результаты и корректировки (потенциальные) при казалось бы одинаковых сюжетах? Вот тут та тонкая грань, которая быстро переходится в ту или иную сторону при грубой работе автоматики камеры и нужен более подробный разбор.

    Конечно, свет свечек слабее, чем у люстры, а автоматика камеры определила его как сюжетно важный, настроилась по нему и выдала слабый свет вспышки, недостаточный для освещения фона (а фон-то как раз люди и именно они сюжетно важны) или, возможно, заблокировала вспышку вовсе. Свет люстры более сильный и уж лучше бы тут автоматика определила его как сюжетно важный, поскольку люди люстрой освещены гораздо ярче, чем свечками (а если учитывать покрытие лампы абажуром, то свет люстры и людей вообще уравниваются), но тут с автоматикой всё произошло наоборот.

    Вообще тут в последнем случае работала подаренная отцу камера примерно такого типа (просто для нашего рынка не такая красивая, а тут сделанная для Испании и Португалии):

Polaroid supercolor spirit

    Но в ней всё аналогично, хотя, возможно, показанная вначале камера более интеллектуальна (умна) и без вмешательства человека сняла бы лучше (хотя вряд ли). Кадры лучше было бы переснять с корректировкой и так в случае любых глюков камеры, но, во-первых, это надо всё по новой настраивать (в т. ч. и людей на повтор такого же кадра), а, во вторых, это ещё надо уметь оперировать скудными настройками (если они есть) или уводить камеру от таких глюков (а для этого их ещё надо хорошо изучить для конкретной камеры, а на это уйдёт куча карточек), да и кто будет в это вникать и совершенствоваться в фотографии на таких (любительских, дилетантских) камерах? Какие-то кадры снимал я и тогда ещё серьёзно не вникал в фотографию. Какие-то кадры делали родственники, но они и сейчас не вникают. Другое дело, что когда фотография из-за массовой доступности покатилась вниз во всех смыслах (кроме буквального), то людское критическое восприятие просто толкалось впереди этим шаром на ещё более низком уровне. Это как с искусством, когда все фильмы и сериалы отличные, поскольку как бы низко не пало искусство – людское критическое восприятие всегда будет находиться ещё ниже и это к вопросу о том, что народу нравится, поэтому отличное. А потом понравится ещё худшее, а прежнее забудут, даже если оно как бы типа получше. Пока нет высокой планки у самих созидателей – не будет дна и у низкой планки восприятия "того, что дают" самими потребителями (тут не спрос рождает предложение, а предложение формирует спрос). Т. е. в данном случае снимки всех устроили, поскольку "ну всё же вышло", а всякие там изыски, гурмания, перфекционизм, определение, поиски и исправления недостатков становятся уделом всё меньшего и меньшего числа людей. В идеале для производителей (создателей) притязательные, привередливые и критично настроенные люди должны исчезнуть совсем. Да и созидатели с высокими планками (для кого?!) тоже. Вот к этому стремимся, идём и почти уже приплыли!

    Данный кадр более удачный (если полароидные снимки самыми простыми камерами можно вообще назвать удачными), поскольку тут съёмка велась с ощутимо более дальней от люстры дистанции и даже если вспышка тут тупо сработала на полную мощность (а в предыдущем кадре лучше бы она не сработала вообще), то она просто не добила на такое относительно большое расстояние для маломощных (и тут это вышло плюсом) встроенных полароидных вспышек. Поэтому этот кадр вышел лучше по причине чисто люстрового освещения, которого оказалось вполне достаточно и без вспышки.

     Данный кадр также получился (по световой экспозиции), поскольку людей много и снимал издалека, откуда вспышка плохо добивает даже полной мощностью, да и верхний свет был далеко и хотя комната была им освещена, но возможно недостаточно в углу комнаты для хорошего кадра данной камерой без вспышки, но слабый свет вспышки (из-за большого для неё расстояния) тоже добавился и так два умеренных световых источника (люстры и вспышки) сложились в достаточный для хорошего по свету кадра. Хотя справедливости ради стоит отметить, что люди находятся на разном расстоянии от вспышки и те, кто ближе, освещены лучше, чем те, кто дальше (при этом самый близкий ребёнок возможно даже пересвечен и по свету лучше даже вышли те, кто на заднем плане).

    А вот тут как раз классические хрестоматийные случаи пересвета переднего (и сюжетно-важного) плана из-за тёмного фона, будь то более тёмные обои, изгороди, заборы, леса, кусты (а в данном случае тёмно-зелёный ковёр, имитирующий густую плотную траву) и уж он-то напрашивался рядом со снимком мужчины на фоне светлого окна в качестве противоположного примера из инструкции, поскольку тут надо тоже либо избегать такого фона, либо делать потемнее (поскольку вспышка пытается высветлить ковёр и уж тем более по ходу пересвечивает лица, считая фон в виде ковра сюжетно важным из-за плохой (неизбирательной) работы экспонометрической автоматики).

    Глюк типичен, сколько не снимай, даже для профессиональных камер с центрально-взвешенным (по некой области в центре) экспозамером (светозамером) или замером по всему полю кадра и лишь точечный замер (по области кожи) может спасти, но раньше такой был редок даже в профи-камерах, да и теперь опционен наряду с вышеописанными двумя замерами (поскольку тоже не без недостатков). Но об этом подробнее в разделе Экспонометрии.

    Но выше я приводил примеры ошибок из инструкции вот для этой камеры:

Polaroid Impulse

Polaroid supercolor spirit

    А что касается вот этой камеры, сделанной для Испанского и Португальского рынков, то там в инструкции даны несколько иные примеры:

    По-испански и по-португальски я ничего не понимаю, но понятно, что для этих двух снимков нужно поступать (корректировать) прямо противоположным образом (конечно, если в инструкции тупо не написано, что людей нужно с этих фонов оттащить и выволочь на однородные с их лицами).

    В первом случае надо делать темнее, поскольку фон предполагается тёмным (хотя даже тут накосячили и фон больше пёстрый, чем тёмный, и на нём даже есть более светлые детали, чем лица людей (хотя они меньше по площади)).

    Во втором случае явно более светлого фона (чем лицо) нужно делать посветлее (хотя даже тут накосячили и зачем-то включили в кадр явно более тёмное (чем лицо) окно или какую-то решётку, хотя тёмный прямоугольник вроде как маленький, но правда по сравнению с остальной стеной, а не с лицом мальчика, и лучше уж, конечно, давать более рафинированные примеры для любителей, дилетантов и начинающих, чтобы поменьше запутывать их поначалу всякими разными лишними противоречиями.

    И лучше бы, конечно, объединить все эти примеры из двух разных руководств для полноты картины, но вот так почему-то не сложилось.

    И уж лучше тогда вообще поближе к естественному свету (как тут от окна) и подальше от вспышки, т. е. снимать такими камерами издалека и в идеале вообще на улице, поскольку на улице вспышку лучше не задействовать (что в простых моделях не получается) или держать подальше. Ну или тогда уж лучше камеру "покруче":

Polaroid

Polaroid 

    Вот камера "покруче", но не с помойки, а с барахолки за цену мороженного в 50 рублей, поскольку продавец ещё долго упрашивал меня дать ему хотя бы на мороженное, а я ещё брыкался, а он ещё уверял меня, что у него все такие камеры раскупили и эта последняя. Я купил и не пожалел, поскольку больше таких не видел (или видел задорого по причине редкости и "крутизны"), да и что бы я выкладывал в раздел.

    Данный Polaroid заметно более широкоформатный и карточки у него в районе размера стандартного отпечатка 10 на 15 см. при даже более длиннофокусной оптике, что повышает требования к резкости (отсюда и автофокус), а у предыдущих камер кадры выходят примерно 7 на 7 см., т. е. ощутимо меньше.

    Предыдущие не такие "крутые" Полароиды, похоже, вообще не наводились на резкость, а за счёт глубины резкости объективов имели запас по резкости от минимума до максимума и хоть объективы и были не слишком короткофокусными, но карточки выдавали очень маленькие (относительно своего фокуса), а чем меньше кадр при прочих равных условиях, тем мягче требования к резкости.

    Вот тут принудительно отключаемая и включаемая вспышка, которая может находиться в любом из положений постоянно. Плюс тоже примитивно "потемнее-посветлее", а так же можно автофокус отключить и наводится вручную. А автофокус тут, как писал в книге Шульман, ультразвуковой, поскольку в камеру вмонтирована золотая (на вид) пластина, скрытая за дырчатым экраном (на фото слева от линзы). Вообще со времени появления первого дальномерного автофокуса (см. раздел Дальномерок) столько всяких автофокусов наизобретали. Тут, например, ультразвуковой импульс посылается и по его отражению дальность для фокусировки определяется. Таким же способом летучая мышь ориентируется во время полёта в полной темноте.

Polaroid autofocus

    Вот на этой камере лучше виден сонарный датчик автофокуса в виде дырчатой "золотой" пластины и хотя данная камера очень похожа на показанную несколькими кадрами выше, но в ней имеется автофокусировочная система на основе сонара (ультразвукового локатора), а в более простых камерах объектив как бы вообще не наводится на резкость и снимает в так называемом режиме "Focus Free" наподобие аналогичного в самых простых и дешёвых камерах типа "мыльниц" с запасом по глубине резкости за счёт короткофокусного и/или несветосильного объектива. И хотя я указывал выше, что фокусное расстояние у поляроидной оптики может быть свыше 100мм., но для относительно большого размера негатива (он же потом превращается в позитив) это фокусное расстояние считается широкоугольным. Для плёнок и матриц с "полновесным" размером кадра 24 на 36мм. объектив с фокусом 100мм. считается длиннофокусным (хотя всего двукратным по отношению к нормальному зрению), но формат кадра полароидной системы гораздо больше такого формата (24 на 36мм.) даже в моделях с самыми маленькими полароидными карточками и там оптика с фокусом 100мм. может быть как широкоугольной, так и сверх-широкоугольной (для больших карточек), поэтому и с большим запасом по глубине резкости, иногда достаточным для того, чтобы эта оптика не наводилась на резкость вообще (а снимала на так называемом гиперфокальном расстоянии). Для совсем близких съёмок в некоторых таких полароидных камерах имеется как бы макро-режим отдельным принудительным сдвигом движка (вместе с макро-линзой) и об этом я писал выше, но что касается конкретно представленной на снимке камеры, то у неё более точный сонарный автофокус для любых ситуаций. Отсюда и более роскошная золотистая отделка, чтобы это подчеркнуть, да и цена вероятно была выше. А что касается автоматической фокусировки через сонарный датчик, то для камер типа Polaroid такое решение было принято как наиболее удобное, поскольку дальномерный автофокус в такие конструкции вмонтировать сложнее чисто эргономически (см. раздел Дальномерок), зеркальный автофокус ещё более неподходящ и дорог, а ручной (пусть даже упрощённый шкальный (см. раздел Шкалок)) городить просто неловко, поскольку такое усложнение грозит отталкивающим эффектом, что нехорошо для такого типа камер, которые позиционировались как самые массовые, доступные, удобные и простые (для непрофессионалов, дилетантов, любителей и вообще всех).

    Ещё по инфракрасному лучу такие и им подобные камеры научили наводиться, когда уже световой луч посылается, отражается, принимается и рассчитывается дальность фокусировки. Ну и пассивный автофокус, когда вообще ничего не посылается, а лишь обрабатывается поступающее изображение с выделением области фокусировки и настройкой (фокусировкой) на неё (но в таких камерах это грозило неоправданным удорожанием). Там много вариантов работы со временем было напридумано и об этом в соответствующих разделах.

Polaroids pro image spectra AF computer разные модели Поляроидов

    С тех пор прикупил Поляроидов несколько иных конструкций, которые более компактные, да и задники запестрели разными вариантами. Ну тут спереди понятно, хотя и не всегда, что попроще, а что и покруче. Тут я сопоставил всего две модели, которые спереди и на вид различаются только подписями Image и Image Pro и вроде как где Pro, там должно быть и покруче, но у меня ещё есть точно такие же с надписями Spectra AF, Computer Assist и какие-то ещё и не поймёшь, что самое крутое, хотя конечно самое простое определить можно.

Тыльное управление разными моделями Поляроидов

    Тут самая простая камера наверху, очень крутая средняя, потому что спереди написано что-то вроде Computer Aid или Computer Assistant, поскольку тогда "разгорались компьютеры" и грех было не использовать тему, а сзади вмонтирован дисплей-монитор и выбор из зашитого в него меню, но что там узнать трудно - блок карточек с достаточным питанием уже разрядился. А внизу в как бы менее крутой более ранней камере всё возможно то же самое, но попроще представлено в виде простых механических переключателей.                

    Качество кадров дешёвых Полароидов было на уровне дешёвых плёночных мыльниц и возможно только более дорогие варианты Полароидов были на уровне более дорогих плёночных. Но всё равно есть недостатки, связанные с невозможностью тиражирования, обработки (постобработки). Только через планшетные сканеры оцифровывать сканированием готовые отпечатки.

     Из небольшого количества имеющихся у меня полароидных снимков этот казался мне наиболее совершенным, но он снят неизвестной мне моделью (тут формат 9 см. на 7 см.), потому что бабушку с дедушкой кто-то заснял в доме отдыха и подарил снимок (только, без камеры). Хотя сейчас при ближайшем рассмотрении ему недостаёт контраста, а с резкостью всё вроде бы... Хотя при лучшем контрасте и резкость как бы улучшается.

    Возможно, поскольку карточка долго стояла между стёклами на полке рядом с окном, то подвыцвела со временем, поскольку на Солнце всё выцветает, да и любые снимки на фотобумаге деградируют со временем при любых условиях хранения (хуже дело обстоит с цветными отпечатками, как и с негативами). В идеале лучше всё оцифровать в наилучшем качестве, а цифровые носители при этом иметь наибольшей долговечности и продублировать (лучше троекратно) и так на трёх исправных носителях хранить (при выходе одного из которых восстановить тройку с любого из двух оставшихся). У меня, например, на домашнем и рабочем компьютере, двух внешних дисках и поскольку всё время всё это "юзаю", то увижу, если что-то заглючит, и заменю. Получается даже четырёхкратный запас.

    Подаренным отцу в своё время Полароидом остался недоволен в плане качества отделки и цветового решения, ну и, конечно, впоследствии, в плане качества кадров, когда занялся серьёзной (качественной, художественной) плёночной фотографией. Как я уже писал – тот Полароид выбросил, но всё же купил чисто для коллекции полностью аналогичную по функционалу и дизайну модель за пару сотен рублей, но гораздо более красиво отделанную, поскольку она была предназначена для испанского и португальского рынков. Я уже показывал её выше, но снесу ещё раз:

Polaroid supercolor spirit

    Для нашего рынка аналог этой камеры делался какого-то поносно-серого цвета, слишком зализанный по углам (что роднило его с несерьёзной детской игрушкой и увеличивало в размерах), рашпильно-шероховатой поверхностью и конечно никаких там красивых разноцветных вставок, окантовок, обрамлений, гравировок, хромировок, никелировок. А по сути это та же самая модель, но для не наших рынков они шли ещё и с дополнительными красивыми названиями, вроде этой "SUPERCOLOR" (или я видел такие же с названием "SPIRIT").

Polaroid autofocus

    Ну а потом схватил так же недорого ещё и эту улучшенную автофокусом модель для большей полноты картины в своём музее (о ней подробнее писал выше и просто снёс её сюда ещё раз).

    Для португальцев и испанцев даже расцветки были на выбор и я видел на "вторичке" светлую камеру справа, но за неё просили гораздо больше денег, чем за чёрный вариант, хотя, думаю, что изначально в испанских и португальских магазинах цены на них были одинаковые (выбирай любую).

Polaroid Sun

    Но чем хороши барахолки, так это возможностью на последующих заходах найти более выгодные расклады и вот тут за те же небольшие деньги приобрёл подобную светлую камеру, да ещё и с магазином карточек внутри (вообще очень многие с такими недоснятыми карточками и причину этого я описывал выше).

Polaroid Spirit

    Ну вот ещё одна светлая модель с "барахолки" и там я даже видел розовый вариант переда, но просили дорого (1000 р.), а за эту всё те же 200 р.

Polaroid cool cam 600 розового цвета

    Но потом попалась задёшево и розовая модель, и даже опять с карточками, и даже тут показал, как карточка вылезает после съёмки. А ещё надпись Cool Cam говорит о том, что это типа крутая камера и когда наконец производители догадались выкрасить камеру в такой ядовито-кричащий цвет, то надо рекламировать так, что не купил розовую модель - значит ты не крутой или вообще голубой. Хотя у них есть и голубые модели (даже тут показаны), но правда там у них за границей blue не имеет неприличного оттенка (только оттенок грусти, вроде жанра Blues). Неприличные ассоциации имеет фиолетовый цвет (pansy или violet) и не знаю, есть ли у них фиолетовые модели, но для нас не страшно - у нас и голубые-то проходят.

    Вообще не думал, что подсобираю ещё и Полароиды, но как-то наблюдал картину счастья и радости молодёжи (парень с девушкой) после покупки более банальной модели у какой-то женщины и уж как молодёжь была рада и счастлива после такого удачного и замечательного приобретения, и уж как женщина-продавец была рада за них и за себя (с обеих сторон был просто фейерверк благодарностей и комплиментов), что я решил а что я – хуже молодёжи что ли? Тем более ещё недавно сам был молодёжью (да вот буквально на днях). Поэтому и решил наверстать упущенное, чтобы не отставать от молодёжи.

    Вообще отдельный разговор про поставки от производителей на различные рынки (рынки разных стран, например) и связанные с этим особенности конструкций, отделок, названий, дизайнерских решений. Когда-то, когда мало чего импортного можно было купить в наших магазинах из-за приоритета отечественных аналогов – все самые лучшие иностранные товары можно было купить в довольно многочисленных в те времена комиссионных магазинах, причём их было в разы (если не на порядки) больше, чем сейчас, да и ассортимент был универсальным, а не узкоспециализированным. На комиссию в такие магазины принимали не только привозные вещи самого широкого профиля, но и отечественные. Что касается иностранных товаров, то там были со всего мира – кто чего откуда привезёт, поэтому можно было всё смотреть и сравнивать. Со временем, после открытия нашего рынка иностранным товарам – уже сами магазины или управляющие ими организации получили право закупать любые иностранные товары без ограничений. К тому времени у самих производителей выработалось некоторое правило, связанное с поставками на те или иные рынки (в те или иные страны). В страны побогаче производителями предлагались товары в более широком ассортименте и с большим разбросом цен, при этом даже самые дешёвые модели шли в наиболее дорогих вариантах отделок и комплектаций. Конечно получается как бы навязывание "дешёвым странам" особого ассортимента подешевле, а "дорогим" подороже, но производителем это как бы объяснялось тем, что мы выпускаем почти такие же, но удешевлённые модели для небогатых потребителей, которые им обойдутся ещё дешевле по причине лишь более простой отделки (и возможно ещё чего-то "выброшенного лишнего"), да ещё и благодаря выпуску таких удешевлённых моделей большими партиями (что сделает их ещё дешевле) и поэтому массовые закупки именно таких узконаправленных (в небогатые страны) моделей будут крайне выгодны для распространителей и продавцов в этих странах. Ну а в более богатые страны поставки улучшенных и более дорогих моделей объясняли тем, что совсем уж бедняцкие модели для бедняков из небогатых стран как-то не к лицу более состоятельным потребителям в более благополучных странах, да и тоже за счёт массовости узконаправленных (в богатые страны) более дорогих изделий – они тоже получатся гораздо дешевле при массовых закупках. При этом никто из производителей как бы не заставлял закупщиков покупать для своих стран по этой логике, тем более что в рыночных странах вроде как так уж прямо и нет единого заказчика, но просто сами фирмы, навязывая такую логику и подкрепляя её выгодностью работы именно по такой схеме – склоняли многих дистрибуторов работать именно так для максимизации прибылей. В противном случае выходило как бы больше на свой страх и риск, с повышенными ценами, возможным плохим продвижением и худшими продажами при минимуме ответственности за это со стороны производителя (он же предлагал по-другому, как выгоднее ему и вам, а вы пошли наперекор).

    Вот и продавали у нас в магазинах во времена открытия рынков в основном рекомендованные для нас самые дешёвые модели. По-правде говоря некоторое время у нас рисковали завозить в магазины более полную гамму товаров (которую когда-то в "комиссионки" сдавал сам народ), но самые дорогие из них всё равно ввозились в небольших количествах и продавались далеко не везде. Ну а теперь, наконец, у нас всё "стабилизировалось" (как на кладбище), "устаканилось", "наладилось", "заасфальтировалось", "утрамбовалось", "закаталось под плинтус" и везде самые дешёвые дешёвки из Китая и такое впечатление, что это вообще один единственный самый жадный человек сидит на централизованных закупках для всей страны, чего не было даже при "Совке". В этом плане я бы "Совковые" комиссионные магазины поставил на первое место по ассортименту и качеству. На втором месте бы у меня пошли те же "Совковые" магазины под общим названием "Берёзка". Товар там какое-то время был как в тогдашних "комиссионках", но он уже закупался (за границей, разумеется) более централизованно (руководством, а не простыми людьми).

    Вот эти-то "Берёзки" и подкосило в первую очередь сперва по качеству и ассортименту завозимых туда товаров, а потом окончательно из-за закрытия. Вторыми пали комиссионные магазины самого широкого профиля, но их просто закрыли (специально разорили неадекватными поборами, чтобы не мешали нынешнему единому Говномагу торговать новодельным дерьмом втридорога).     

    В своё время людям запрещалось иметь на руках валюту (иностранные деньги) и по возвращению из зарубежных командировок они меняли её либо обратно на рубли, либо на так называемые чеки, которые можно было отоваривать только вот в этих самых магазинах "Берёзка", которых было по нескольку в крупных городах. Курс валюты был заниженным и скажем доллар стоил 60 копеек, но за такие копейки долларов было не купить, хотя командируемым за границу доллары продавали именно по такому курсу, но в ограниченных количествах (на некоторое усмотрение по достаточности для проживания). Но командируемый мог дополнительно заработать валюту в другой стране, а потом менять уже вот этот дополнительный заработок на рубли по заниженному курсу обратно ну никак не хотелось и страна шла навстречу, меняя валюту на чеки (один чек был примерно равен доллару и товары в "Берёзках" в долларовом эквиваленте примерно соответствовали по ценам таким же товарам за границей (возможно были чуть дороже, но не слишком, чтобы не было чрезмерной наживы, как сейчас, поскольку тогда бессовестность наживы ещё не была видна даже за горизонтом).

    Примерно до середины 80-х (19..) в "Берёзки" ещё завозились отличные заграничные товары и отец моего школьного друга, высококлассный инженер и моталец по загранкомандировкам, напокупал своему сыну отличной, качественной, добротной электроники и много чего ещё. А потом уже после 1985-го года мы все вместе со школьными друзьями поехали в одну из "Берёзок" что называется просто поглазеть, но глазеть было уже не на что. Единственное, что мне запомнилось, это то, что по всем прилавкам скакали продавщицы с одними и теми же двухкассетными магнитофонами типа "ну очень узкая колбаса с ручкой" и демонстрировали их "чудеса": - как они "классно" мотают, записывают, проигрывают, – но это были уже дешёвки (пусть и с фирменными лейблами) и уж тут действительно надо было скакать, чтобы хотя бы обратили внимание, между тем как раньше продавцы не скакали – скакали потенциальные покупатели и просто зеваки, чтобы для начала хотя бы просто протиснуться к прилавку (я помню, как час или два в одной комиссионке просто ждал очереди, чтобы подойти к прилавку поглазеть, но зрелище того стоило), а продавцам скакать было негде (места не было из-за товаров и людей, и только позже стало "шаром покати").

    Теперь эти единственные запомнившиеся мне из-за скакания продавщиц "узко-колбасные" двухкассетные магнитофоны из уже "засыхающих" "Берёзок" стыдно даже кому-то в коллекцию даром предлагать (хотя более ранние ещё добротные и качественные магнитофоны редки и дороги на вторичном рынке, даже несмотря на теперешнюю неактуальность). Видать уже к тому времени и там говно делать научились (а хорошее разучились), да и у нас научились и наловчились говно закупать и продавать. А какие до этого были товары привозные у разных моих друзей, какие лежали в комиссионках (но стоили очень дорого), какие были в ранних "Берёзках"!

    То иностранное, что продавали в ранние времена (за границей, в комиссионках, в "Берёзках") и что мой школьный друг (у которого был самый большой и доступный для обзора ассортимент) до сих пор хранит   – вы даже теперь в любом состоянии задорого едва ли где встретите. У него совсем другой плеер "Sony" (на те сониевские дешёвки, что нам поставляли через торговые сети, я даже смотреть не могу), совсем другой музыкальный центр "Sanyo" (даже для тогдашнего более открытого польского рынка аналогичные поставлялись с гораздо менее богатой отделкой), совсем другой компактный переносной магнитофон "Рhilips" (а у нас такие красивые железные я вообще не встречал никогда). Ну и ещё куча всякой мелочи вроде ручек, игрушек, часов, калькуляторов, брелков, фонариков не здешней красоты и отделки. Какие-то другие аналогичные иностранные (привозные) вещи некоторых других фирм были ещё у нескольких моих друзей. Для полноты картины скажу, что однажды кто-то на барахолке выставил средних размеров переносной приёмник SONY ещё времён старых "Берёзок", заломил цену под 10 тысяч, да и почти сразу продал, поскольку вещь слишком контрастирует со всем нынешним магазинным и даже на барахолках крайне редки такие более ранние добротные изделия (там либо совсем древние "развалюхи" (в плохом состоянии), либо дешёвый и дорогой новодел, который дорогим может быть только при создании иллюзии навороченности и при этом всё равно косящий (но плохо) под старые добротные изделия). 

    Пусть вас не вводит в заблуждение якобы солидный внешний вид некоторых не совсем карманных современных приёмников (карманные-то вообще выродились в ничто, хотя раньше были о-го-го) – я уже издалека вижу, что даже под жалкую тень внешнего вида прежних приёмников нынешние не в состоянии "закосить", хотя цена может быть солидная для обмана зрения и введения в заблуждение. А тот старый "Берёзочный" SONY надо видеть, чтобы всё понять и согласиться. Я недолго им любовался и исходил слюнями, потому что кто-то быстро переплатил (в сравнении с современными приёмниками), но зато купил настоящую ВЕСТЧШЩЬ, настоящий приёмник. А у меня на тот момент таких свободных денег не было, поэтому довольствуюсь более дешёвыми, но менее солидными приёмниками, к тому же ещё и более современными, хотя и старался брать по максимуму добротные (что адски трудно). Ну об этом в соотв. разделах, где даже по мере выхода ежегодных иностранных толстенных каталогов всех товаров – заметно и хорошо видно, как менялась начиная с какого-то времени их добротность в худшую сторону от года к году, от пятилетки к пятилетке, от десятилетия к десятилетию.

Polaroid

    А вот это китайская минималистская "мыльница" компактных размеров уже из поздних более утилитарных Полароидов. Практически никаких настроек и вмешательств со стороны потребителя, зато размеры максимально миниатюрные для камер типа Polaroid (меньше нельзя, поскольку фильмпак с сопутствующей инфраструктурой просто не поместятся).

    Совсем несерьёзным назвать это изделие нельзя, поскольку от самых распространённых "мыльниц" для формата плёнки 35мм. (среди которых было полно полного Говна) камера отличается тем, что система Polaroid гораздо более сложна, требует серьёзного подхода и не для халтурных производителей. Поэтому это лицензионный Китай, сильно отличающийся от подворотного, где можно кое-как, тяп-ляп и всё равно будет работать (тут при самой сложной механике и электронике несерьёзный подход не сработает). Не зря же системе мгновенной фотографии выдали 2000 патентов и даже на этой китайской камере дана адресация на американскую поддержку (в США тоже производились камеры Polaroid и у меня многие с клеймами Made in USA).