Вот ещё одна статья в тему и до кучи. Уже касается довоенной оптики. Войну я имею в виду Вторую Мировую, если кто не в курсе.

Статья из журнала Фото-курьер:

 

Знакомьтесь: - Астро Берлин.

Astro - Berlin Астро Берлин

Двадцатые-тридцатые годы 20-го века, несомненно, являлись эпохой доминирования немецкой оптической промышленности. Этому способствовало немало факторов, среди которых не последнее место занимала квалификация немецких рабочих. Следует напомнить, что ещё до первой мировой войны большая часть оптической продукции выпускалась мелкими или даже мельчайшими немецкими фирмами. Многие из них по своей сути были мастерскими высококвалифицированных ремесленников. Один "авторитетный мастер", два - три подмастерья и несколько подсобных рабочих составляли персонал таких фирм.

Сама структура немецкой промышленности позволяла выживать таким производителям, как через пятьдесят лет в Японии. Парадоксально, но наряду с сильнейшей концентрацией капитала в металлургии и машиностроении, даже крупные производители не гнушались обращаться к ремесленникам и размещать у них заказы. Не редкость было размещение изготовления какой-то ответственной детали (например, червячной многозаходной оправы тубуса объектива) в частных мастерских, имеющих всего лишь один токарный или фрезерный станок. Так и получались изделия истинного германского качества.

Обратите внимание на количество производителей микроскопов в Германии - десятки. Не меньшее число ремесленников обратило свои взоры на фототехнику. Конечно, постепенно число мелких независимых производителей уменьшалось. Особенно в послевоенные кризисные годы. Ремесленники шли на заводы. Но шли со своими кустарно-протестантскими представлениями о морали, о качестве продукции. Рабочих тех лет практически невозможно было заставить "халтурить". Помните немецкую притчу тех лет. Когда рабочий несёт мастеру сдавать изделие и мастер видит, что оно отполировано изнутри, где никто никогда не увидит и не оценит. И он недоумённо спрашивает: - "Для кого это? Такого качества отделки изнутри никто никогда не увидит". На что немецкий рабочий отвечает: - "А Бог?".

Вот так они и работали, для Бога и людей. Среди таких фирм некоторые процветали, найдя свою нишу, и дошли практически без изменения до "наших дней". Многие разорились вместе с гибелью на второй мировой 600 000 кадровых рабочих, призванных в 1943 году по тотальной мобилизации. Эти рабочие не только основательно делали изделия, они ещё и основательно воевали, и практически не вернулись на свои заводы.

Мы кратко расскажем об одной из таких фирма, которая славилась в те теперь уже далёкие годы качеством своей продукции: - объективами.

Знакомьтесь: - Астро - Берлин. Конечно, она сейчас основательно забыта, но фотографы того, уже ушедшего поколения, услышав слово Пан-Ташар - всегда закатывали глаза и говорили с придыханием слова в превосходной степени.

С 1922 года "Астро" стала обществом с ограниченной ответственностью со штаб квартирой в Берлине. В 1928 году фирма построила новое здание заводоуправления и производственные цеха. Главной продукцией возникшей фирмы были различные объективы. Развивающаяся немецкая кинематография требовала их во всевозрастающих масштабах и фирма пыталась удовлетворить спрос, да так успешно, что к концу 20-х годов большая часть этого рынка оказалась в её руках. Производила компания и фотографические объективы, которые пользовались неизменным спросом из-за своего истинного немецкого качества. Большой, непоправимый урон нанесла фирме война. Мобилизованные, погибли квалифицированные рабочие. Бомбёжки американцев превратили в руины производственные площади, а штурм Берлина советскими войсками разрушил и всё остальное. Но главный удар нанесла послевоенная разруха и засилье в немецком кинопрокате американских фильмов. Студии перестали снимать фильмы, а уж заказывать новые дорогостоящие объективы... Одним словом германский кинематограф приказал долго жить, а вместе с ним ушла в предания и легендарная фирма-производитель качественной оптики.

 

 Далее здесь я приведу некоторые уникальные объективы, которые у современных производителей почти не встретишь, а если и есть, то под заказ и за огромные деньги:

 

Astan-анастигмат. Объективы выпускались различного назначения и на разные крепления.

Astan 20mm./2,8

...

Astan 200mm./3,5

Astan 300mm./3,5

Astan 1000mm./6,5

Astrar. Анастигмат четырёхлинзовый с отличным качеством изображения. Для фото- и кино-камер.

Astrar 25mm./2,7

Astrar 30mm./2,7

Astrar 40mm./2,7

...

Astrar 110mm./2,7

Astrar 150mm./2,7

Color-Astrar 100mm./2 (Для цветной фотографии)

Color-Astrar 150mm./2 (Для цветной фотографии)

Astro-Farnbildlinse 350mm./2,3 (Ахромат для формата от 24мм. на 36мм.)

...

Astro - Berlin Астро Берлин

...

Astro-Farnbildlinse 800мм./5

Astro-Farnbildlinse 1000мм./5

Astro-Farnbildlinse 400мм./6,3

Astro-Farnbildlinse 1000мм./6,6

Gauss-Tachar 15mm./2

Gauss-Tachar 20mm./2

Gauss-Tachar 25mm./2

Gauss-Tachar 32mm./2

Gauss-Tachar 40mm./2

Gauss-Tachar 45mm./2

....

Gauss-Tachar 85mm./2

Gauss-Tachar 100mm./2

Gauss-Tachar 250mm./2

...

Gauss-Tachar

Pantachar

Pantachar

...

Tachar 150mm./1,8 для 35мм.

Tachar 125mm./2,3 для 35мм.

Tachar 150mm./2,3 для 35мм.

...

Астро - Берлин Astro - Berlin

...

А вот ща как выпустят какой-нибудь "современный" объектив с какими-нибудь такими параметрами и все в обморок упадут. Падали бы лучше от того, что такие объективы уже чёрти когда делались (в начале 20-го века). Ну и ещё зумами нам остаётся утешаться, сумасшедшей кратности. А что до качества, так чё-то видно и ладно.