В связи с тем, что для цифровых камер отдельные выносные вспышки (впрочем как и встроенные)становятся всё менее и менее актуальными (спасает всё улучшающийся баланс белого и всёвозрастающие чувствительности (с ростом качества съёмки на них)) – пункт "Вспышки" перенесён в раздел "История в вещах", ибо вспышки уже начали становиться экспонатами исторических коллекций, поскольку практическая потребность в них минимизирована почти до нуля (и продолжает минимизироваться), в связи с чем вспышечное производство тоже упало до минимума (и продолжает падать). Исключением является разве что съёмка в полной, кромешной темноте, что бывает актуально лишь для некоторых специфических сюжетов, о которых чуть ниже.

А как хорошо (для вспышек) всё начиналось и долгое время продолжалось и совершенствовалось. И из этой "Песни Истории" таких слов (о вспышках) не выкинешь, поэтому будем хранить память о вспышках и сохранять их историю в экспонатах. Это может пригодиться, поскольку всё новое – это хорошо забытое старое, да и совершать новые прорывы помогает знание старых. А ещё одна мудрость утверждает, что "кто владеет прошлым – тот владеет настоящим и будущим!"

"Снимать будем с магнием", – звучит не то вопрос, не то утверждение горе-фотографа из замечательного советского кино-шедевра "Мы с вами где-то встречались". После чего в фильме демонстрируется, как работает типичная до какого-то времени самая простая магниевая вспышка в виде насыпанного в тарелочку (желательно железную) и поджигаемого там (спичкой) магниевого порошка. В фильме тарелочка стояла прямо на большой (так называемой карданной) фотокамере, но для более компактных камер некая ёмкость для насыпания туда магниевого порошка с последующим поджигом могла быть с ручкой и фотографы держали её отдельно в свободной руке, а поджигали немного другим более удобным для ручки способом (как зажигалку, например). Такие кадры из старых фильмов тоже можно увидеть.

Сейчас нередко можно увидеть, как горят Бенгальские Огни (и даже принять активное участие в процессе). Горят такие огни довольно ярким белым светом и с какого-то времени их наловчились делать в заводских условиях, сбывая потом всем желающим. Только в длинную тонкую колбаску с магниевым порошком добавляют замедлитель реакции (в химии вроде называется ингибитор), чтобы колбаска не вспыхнула вся сразу моментально и целиком. И тогда яркость этой вспышки будет несравненно сильнее, чем во время постепенного медленного прогорания всей колбаски от начала до конца, поэтому свет Бенгальского Огня слишком слаб для хорошего освещения фотосъемки, а вот мгновенно вспыхивающий яркий свет магниевого порошка подходит гораздо лучше (вернее подходил раньше). Дело в том, что вспышка магниевого порошка имеет примерно такую же цветовую температуру, как и прямой Солнечный свет (около 5000 град. Кельвина), а в своё время фотоматериалы были не то чтобы специально рассчитаны на солнечный свет, а просто рассчитывать их на другой свет (искусственный) было гораздо сложнее как чисто технически (химически), так и из маркетинговых соображений, поскольку слишком много всяких по разному светящихся источников искусственного света и выпускать химию для каждого накладно, да и для фотографа содержать и носить в расчёте на разные источники кучу разных материалов как-то тяжеловато и обременительно (а так же расточительно, в т. ч. и по финансам). К тому же иногда искусственный свет формируется от разных источников и тут вспышка просто перебивает их все по яркости, подчиняя процесс фотосъёмки себе, поэтому гораздо проще было и для производителей, и для фотографов иметь единый рассчитанный на свет вспышки (он же солнечный) фотоматериал и саму вспышку, чтобы снимать как при солнечном свете, так и в закрытых пространствах. Ещё надобность во вспышках была из-за того, что фотоматериалы в те времена были очень низкочувствительными, поэтому без вспышки или хорошего солнечного света экспонировать (засвечивать изображением) фотоматериал приходилось поначалу в течение нескольких минут, а потом (в связи с прогрессом в химии) и в течении нескольких секунд, что тоже было многовато (и уж особенно по современным меркам). Подвижные, живые объекты снимать в таких условиях было чрезвычайно сложно, даже если они старались как можно сильнее замереть при позировании (любой живой объект всё равно не может замереть намертво и смещается в той или иной степени, и пусть это может быть незаметно для глаза, но хорошо улавливается фотоматериалом (когда итоговое изображение таких объектов становится размытым, нерезким)). И даже когда ещё позднее счёт времени экспозиции (засветки изображением) пошёл на доли секунды – всё равно плохой солнечный свет (плохая погода, закатное время, довосходное), плохой искусственный или даже очень хороший искусственный свет как правило имели недостаточную цветовую температуру для фотоматериала (рассчитанного на хороший естественный свет), следствием чего могла быть целая непредсказуемая гамма нежелательных и неприятных цветовых оттенков, а так же просто искажённые, блёклые, слабонасыщенные и низкоконтрастные цвета. Эти последние причины, кстати, всё ещё служат оправданием для применения вспышек и на современном этапе. А в ранние фотографические времена причиной было ещё и сокращение времени экспозиции фотоматериала, когда, например, фотограф как бы просто открывал крышкой объектив фотокамеры, и через линзы объектива свет изображения проходил непосредственно на фотоматериал (т. е. в те далёкие времена аналогом современного затвора работала простая крышка на объектив), поджигал вспышку и после короткого времени её сгорания (вспыхивания) ставил крышку на объектив обратно. И хоть экспозиция фотоматериала была при таком способе съёмки достаточно длительной – низкочувствительный фотоматериал при этом хорошо засвечивался (экспонировался) только во время короткого вспыхивания очень яркой вспышки, а остальное время (снятия и закрывания крышки) гораздо худший (относительно вспышечного) свет влиял на фотоматериал очень незначительно (ну разумеется если крышку до или после вспышки уж слишком долго не передержать снятой с объектива (тогда даже плохой свет может достаточно накопиться на фотоматериале и заметно повлиять, размывая (разбавляя) засвеченное вспышкой изображение)). Ну и ещё хочу добавить, что редкая съёмка в те времена обходилась без штатива, поскольку низкочувствительные фотоматериалы требовали длительного времени экспозиции даже при хорошем солнечном свете, поэтому штатив был чуть ли не обязательным техническим приспособлением для всех (или большинства) видов съёмок.

В те времена (и на долгие годы вперёд) магний (в виде порошка или тонкой фольги) для быстрого сгорания был выбран как наиболее подходящий материал, поскольку другие горящие и вспыхивающие вещества либо не давали нужных цветовых температур, либо вспыхивали не так ярко, либо имели худшие побочные эффекты при сгорании (или хранении). Например порох очень взрывоопасен и горюч при хранении, к тому же при сгорании выделяет ядовитые газы. Сера немногим лучше, к тому же не даёт нужной цветовой температуры, как и древесина (бумага), керосин или бензин. Про тротил я вообще молчу и тогда уж лучше атомная бомба – она хотя бы поначалу освещает хорошо.

В своё время при отсутствии готовых заводских решений люди много чего делали сами (что способствовало наличию мозга), например всё те же бенгальские огни. Прочитайте хотя бы одноимённый рассказ ("Бенгальские Огни") гениального детского писателя Николая Носова. Там Миша с Колей чего-то не учли и сделанные своими руками по книжке самопальные бенгальские огни "сработали" не совсем так (вернее под конец совсем не так), но "опыт, сын ошибок трудных" (как писал А. С. Пушкин). В те старые добрые времена в журнале "Техника молодёжи" был нарисован смешной рисунок, с подписью, что большинство великих учёных и изобретателей шли вот такой вот извилистой дорогой проб и ошибок (а на рисунке извилистая дорога проходила мимо провалившегося моста, разбившегося летательного аппарата, какого-то взорвавшегося агрегата, а в конце автора всего этого безобразия поджидала парящая в воздухе "Нобелевская Премия").

А что касается любимого героя Николая Носова – Мишки, так сам автор в лице своего Альтер-эго: - подростка Коли, пишет любопытную вещь в своей повести "Весёлая семейка" (цитирую по памяти близко к тексту): - Мишка сидел, обхватив голову руками, и читал книгу об устройстве инкубаторов. – О, – это, брат, очень нужная и полезная книжка! - воскликнул Мишка.

Бывало, когда у Мишки заводились карманные деньги, то он шёл и покупал на них какую-нибудь очень умную и полезную книжку. Однажды он купил книгу с длинным названием: - "Обратные тригонометрические функции и полиномы Чебышева". Конечно, он ни слова из этой книги не понял, поэтому решил прочитать её позже, когда немного поумнеет. И вот теперь эта книга стоит у него на полке – ждёт, когда он поумнеет.

Ну и вспышку тоже готовили сами, хотя это было не так сложно, как с бенгальскими огнями (гораздо сложнее было освоить тогдашнюю науку фотографии).

Магниевая вспышка

"Пилите, Шура, пилите!" – советовал одному из персонажей Остап Бендер в известном произведении Ильфа и Петрова. Но там это была пустая трата времени и мартышкин (сизифов) труд, а тут из этого куска магния можно наточить напильником некоторое количество магниевого порошка для вспышки, а вспышку организовать прямо в этой очень подходящей пепельнице, доставшейся мне от бабушки. Кусок магния этот тоже у меня, сколько себя помню, когда-то ещё в детском саду подаренный мне другом и мы тогда его стачивали и поджигали забавы ради (так он тут у меня весь обточенный и лежит).

Конечно в те времена, когда магниевый порошок насыпали в ёмкости и поджигали, существовали какие-то правила, как со всем этим грамотно обращаться. Как тогда, так и сейчас, основным параметром вспышки была яркость её вспыхивания. От яркости зависело, какую диафрагму (апертуру) объектива ставить при том или ином расстоянии до снимаемого объекта. Разумеется, если диафрагма-апертура была постоянной и возможно равной светосиле (скажем при вообще безапертурных (бездиафрагменных) ранних объективах), то приходилось либо подстраивать точку съёмки (или снимаемые объекты) под определённое расстояние, либо как-то регулировать вспышку. Т. е. уже в те времена, я думаю, имелись некоторые представления о таком основном параметре вспышки, как Ведущее Число или, в общепринятом английском варианте, G. N. (Guide Number). Зная это число можно сразу вычислить как расстояние при определённой диафрагме-апертуре, так и какую надо ставить диафрагму-апертуру при том или ином расстоянии. Но об этом чуть позже. Думаю, что в ранние времена фотографии для достижения определённого значения ведущего числа вспышки была информация о том, сколько нужно магниевого порошка для определённого ведущего числа вспышки, ну, например, в граммах. Вот для определённого ведущего числа вспышки столько и отсыпали, и рассыпали (расфасовывали для съёмок).  

Отголоском тех времён вплоть до современного этапа дожили и прожили очень длительное время (и даже сейчас можно пользоваться) так называемые одноразовые вспышечные кубики в качестве дешёвого и сердитого варианта вспышки, которые, правда, были четырёхразовыми, поскольку в каждую грань кубика была вмонтирована своя порция магниевого порошка (или тонкой магниевой фольги) и после сгорания (вспыхивания) одной грани кубик поворачивался на другую ещё неизрасходованную грань (и так 4 раза).

Flashcube Флешкуб

Флешкубики через посреднические устройства (одно из которых на фото) устанавливались на салазки камер или на салазки кронштейнов для вспышек (подсоединяемых к камере), поскольку не на всех камерах были салазки. Как ни странно на очень старых камерах (на фото) были, но они предназначались вовсе не для вспышек, а для других устройств, просто потом точно такого же типоразмера салазки были приспособлены уже для вспышек. На данной очень древней камере самые старые салазки предназначались для возможного крепления нескольких устройств. Ну, например, для внешнего отдельного дальномера (см. раздел "дальномерок"), поскольку тут камера встроенным не снабжена и резкость объектива у неё наводится приблизительно (на глаз) по шкале расстояний, а это очень не точно. Тут камера является довольно серьёзной старой шкальной ("шкалкой", о которых в соотв. разделе). За счёт не светосильного короткофокусного объектива неточности наводки сглаживаются за счёт его большого запаса по глубине резкости, но всё же грубые ошибки лучше исключать, а ещё лучше наводиться поточнее, чему и служит внешний отдельный дальномер и все такие приборы снабжались соотв. креплениями (Т-образными на салазки камер). В случае смены одного объектива на другой с в разы отличающимся фокусным расстоянием – на таких или подобных камерах на салазки могли устанавливаться отдельные видоискатели (или универсальные барабаны видоискателей) для фокусного расстояния каждого конкретного установленного объектива  (см. раздел "дальномерок") и под его угол обзора, чтобы точно попадать рамками кадра видоискателя (и камеры) в снимаемые объекты.

Что же лучше было ставить в случае подобной камеры? Ну поскольку это шкальная камера с жёстко-встроенным объективом (несменным), то логичнее поставить отдельный дальномер для большей точности наводки на резкость (не на глаз), поскольку рамки кадра в видоискателе камер с несменной оптикой как раз рассчитаны на "свой родной" несменный объектив. А вот если бы объектив у данной камеры менялся, то для того, чтобы не мучиться с выбором, что ставить на единственные крепёжные салазки – тогдашние камеры со сменной оптикой как правило делали не шкальными, а дальномерными (со встроенными точными дальномерами, чтобы хотя бы на резкость наводиться точно), поэтому на салазки таких камер логичнее было бы устанавливать отдельные видоискатели (или универсальные барабаны видоискателей) под устанавливаемые сменные объективы.

Поздние салазки уже для вспышек (преимущественно на зеркальных камерах, где нет надобности в дальномерах и отдельных видоискателях) начали снабжаться электронными контактами для синхронизации вспыхивания вспышки со срабатыванием затвора фотокамеры, но на ранних не предназначенных для вспышек салазках таких контактов нет, поэтому старые вспышки синхронизировались с камерами (их затворами) через электропроводный шнур с контактами (на фото). Для вспыхивания грани одноразовых (четырёхразовых) вспышечных кубиков, как и для других вспышек, нужно было дополнительное питание, но тут оно служило для создания искры, от которой воспламенялся магниевый порошок. Поэтому для кубика нужен дополнительный промежуточный каскад, куда вставляется батарейка для поджига порошка магния. В данном случае этот каскад в виде подставки под кубик иностранного производства (AGFA) и там стоит небольшая батарейка типоразмера "Mallory" на 6 Вольт, но был и отечественный аналог такой подставки с батарейкой типа "Крона" на 9 Вольт и размерчик подставки у нас был побольше ("Крона" в разы больше "Mallory").

Flashcubes Вспышки Кубики

Сами кубики (флешкубы) что у нас, что у них были почти одинаковыми, чисто утилитарными и не слишком красивыми (ну будет кто-то вкладываться в одноразовые вещи?), правда упаковки у них были красивее (ну просто полиграфия у них как тогда, так и сейчас лучше, просто тогда зарубежная была нам не доступна, а сейчас доступнее (можно там заказать)).

На упаковке к иностранному флешкубику фирмы Polaroid (там по 2 в упаковке, но у меня просто несколько упаковок) написано, что он предназначен прежде всего для некой камеры Polaroid Viva и уж потом для всех остальных. У меня нет именно такой камеры, но есть похожие и скорее всего речь идёт о фотокамере формата 16 мм. (см. раздел "шпионок").

Kodak pocket instamatic 100

Вот кадр из раздела "шпионок" и на подобной камере как раз типичное вращающееся в круге крестообразное гнездо (наверху камеры) под соотв. ответное крепление флеш-кубика. После срабатывания затвора и взвода его заново камера сама в своём гнезде поворачивает навсегда израсходованную грань флеш-кубика новой неизрасходованной стороной вперёд в сторону съёмки (после использования всех 4-х сторон "кубика" нужно самостоятельно вынуть флешкуб и поставить новый (если нужно)). Для поджига грани кубика в таких камерах должно быть собственное батарейное питание, но эта камера чисто демонстрационная и там только одна демонстрационная выдержка (скорость затвора) и диафрагма-апертура (там ничто и никак не подстраивается под свет), а так же отсутствует батарейное питание для работы как камеры, так и вспышки (вспышечного кубика).

AGFA Optima pocket 5000

А вот уже полноценная рабочая камера-"шпионка" (16мм.) с точно таким же крестообразным гнездом во вращающемся круге под флешкубики, но камера уже с батарейками внутри и эти батарейки способны самостоятельно поджигать грани флешкубиков (в камере 3 таблеточные батарейки по 1,5 Вольт (суммарно 4,5 Вольт)), просто тут в стандартном флешкубовском крестообразном гнезде стоит несколько иная уже многоразовая вспышка, в описании которой сказано, что она призвана заменить одноразовые флешкубики, поэтому и снабжена их специфическим крестообразным креплением, рассчитанным на вращающиеся крестообразные гнёзда под флешкубы. И действительно крепление именно этой специфической вспышки (под камеры 16 мм.) крестообразное подвижное и после срабатывания затвора камер 16мм. ("шпионских") с последующим поворотом флешкубиков на неиспользованную грань – в случае данной вспышки её подвижное крестообразное крепление к камере просто тупо проворачивается вхолостую. А поскольку для такой массивной многоразовой вспышки со своим вспышечным питанием "сопливое" гнездо камеры под лёгкий флешкубик слабовато (для хорошего и надёжного крепления) – у такой многоразовой автономной вспышки (со своим питанием) ещё дополнительно с другой стороны (на фото не видно) имеется скоба для крепления к камере, очень напоминающая струбцину (с резиновыми "лапками", чтобы не повредить нежные корпуса таких миниатюрных камер (16мм.)).

Некоторые другие "шпионские" камеры 16мм. могут иметь иные гнёзда и некоторые из них даже снабжены стандартными салазками под самые распространённые обычные вспышки. Но флешкуб на них поставить тоже не проблема (через промежуточную подставку, о которой я рассказывал ранее).

Flashcube Флешкубик

Под стандартные гнёзда камер (салазки) как раз и подходит любая "поджигающая" подставка для флешкубиков, которая только в верней крепёжной части имеет крестообразное гнездо под флешкубики, а снизу это стандартное Т-образное крепление под самые распространённые стандартные салазки камер.

подставка под вспышку куб 

На задней стороне подставки под вспышку-кубик я слегка сдвинул крышку, чтобы под ней была видна батарейка поджига вспышки, а на самой крышке нанесён калькулятор, которым надо пользоваться для корректной работы вспышки. Подставка довольно древняя, поскольку максимальная чувствительность фотоматериала тут ограничена 100 единицами ASA-ISO-ГОСТ, но калькулятор может быть пересчитан и под более высокую чувствительность, правда в уме или на отдельной бумажке. На калькуляторе в зависимости от чувствительности и расстояния вы выставляете значение диафрагмы-апертуры объектива, или диафрагму-апертуру подгоняете под расстояние. Поскольку чувствительность раньше менялась не так легко и быстро (рулон плёнки на много кадров был одной чувствительности), то легче было варьировать расстояние, а совсем легко – диафрагму-апертуру объектива (чтобы не ходить туда-сюда). Расстояние желательно было определять поточнее, поскольку промах в 1 метр грозил ошибкой в одну ступень экспозиции, но некоторый плюс-минус был простителен, если он не переваливал за 2 ступени (тут даже чувствительности с разбросом, который, впрочем, не превышает ступень). Калькулятор вроде этого есть на всех так называемых неавтоматических вспышках, где всё надо настраивать вручную. О том, как была облегчена работа фотографов с помощью автоматических вспышек (автоматика которых кое-что (и даже много чего) брала на себя) – я расскажу ниже.

Ключевым параметром вспышки является так называемое ведущее число или G. N. (Guide Number), благодаря которому можно вычислить все последующие недостающие данные. Обычно (и при максимально профессиональном подходе) это ведущее число приводится для значения чувствительности в 100 единиц (ASA-ISO-ГОСТ), поскольку ведущее число зависит ещё и от чувствительности фотоматериала, а от сотки (100) просто максимально легко "плясать" и до других чувствительностей, по ходу определяя другие параметры. Ведущее число практически всех вспышечных кубиков было стандартизированным, унифицированным и одинаковым, поэтому везде любой калькулятор для любого флеш-кубика годился для всех. Тут для 100 единиц чувствительности существует несколько наборов расстояний и соотв. диафрагм-апертур. Я подробнее пишу об этом в других разделах и оттуда понятно, почему тут такая зависимость (чем меньше расстояние до вспышки, тем глубже диафрагма и наоборот). Для вычисления ведущего числа любой кубиковой вспышки в таблице-калькуляторе можно при чувствительности 100 единиц (ISO-ASA-ГОСТ) взять любые два числа, но удобнее самые легко перемножаемые. Например наиболее просто и легко взять диафрагму-апертуру 8 и соотв. расстояние 4 метра (если вы знаете таблицу умножения, разумеется) и получить перемножением 32, т. е. ведущее число в 32 единицы (впрочем тот же результат получится перемножением любых других пар чисел). Ведущее число в 32 единицы – это довольно нехиленькое число даже для современных вспышек, к тому же стоит учесть, что вспышка-кубик даёт такой мощный освет для очень широкого угла практически в 180 градусов (полный разворот) для любых самых широкоугольных объективов (не говоря уж о телевиках). Если бы была возможность сузить этот широкий поток света для более узко-угольной длиннофокусной оптики, то ведущее число этой вспышки можно было бы увеличить многократно и сделать её рекордной по всем современным меркам. Об увеличении мощности вспышки с помощью использования зум-рефлектора (сужающей линзы) для некоторых вспышек я расскажу ниже.

Зная ведущее число вспышки, можно проводить так же и обратные вычисления по отношению к уже сделанным, т. е. определять по заданным диафрагмам-апертурам надлежащие расстояния до снимаемых со вспышкой объектов или, зная эти расстояния – определять для них диафрагмы-апертуры. Тут правда вам в помощь уже есть калькулятор, где всё это написано. Однако он ограничен чувствительностью в 100 единиц ASA-ISO-ГОСТ, а как быть, если чувствительность выше. Можно найти готовый калькулятор попрогрессивнее, поскольку на более поздних вспышках (и даже кубиковых) в их калькуляторах уже фигурировали более современные высокие чувствительности, хотя они тоже были ограничены имеющимися на тот момент фотоматериалами и редко где для тех времён вы можете встретить значения чувствительностей выше 1600 ед. (ASA-ISO-ГОСТ).

Вот тут может помочь пересчёт ведущего числа вспышки под новую чувствительность. Более сложная формула может быть сведена к простому трюку. Вы отбрасываете два нуля от любой чувствительности и берёте квадратный корень у оставшегося числа, а потом умножаете полученное число на ведущее число вспышки при чувствительности в 100 единиц (вот почему для простоты таких вычислений ведущие числа вспышек приводят для чувствительности 100 единиц). При 200 единиц ведущее число увеличится всего в 1,44 раза и во многих случаях 100 и 200 единиц чувствительности считаются как бы одной чувствительностью, а возможные погрешности незначительными и допустимыми. Для чувствительности в 400 единиц это уже двукратное увеличение ведущего числа и тут уже расстояния и диафрагмы-апертуры подлежат большей корректировке, а ошибки могут быть заметнее. Делите новое ведущее число на диафрагму-апертуру для получения расстояния, или на расстояние для получения диафрагмы-апертуры. Можете потренироваться для данного флеш-кубика. (Ответ: для чувствительности 400 ед. ведущее число кубика станет не 32, а 64 единицы и взятая нами пара диафрагмы-апертуры и расстояния в 8 и 4 метра соотв. превратится в пару либо 16 (диафрагма-апертура) при том же расстоянии 4 метра, либо при той же диафрагме-апертуре 8 расстояние у нас увеличится до 8 метров). Наиболее просто квадратные корни извлекаются для чисел, кратных целым, да и ведущие числа при этом заметнее отличаются и проще пересчитываются со всеми другими сопутствующими параметрами. Для современных чувствительностей в 800, 1600, 3200 единиц увеличение ведущего числа для 100 единиц будет в 3, 4 и 5 раз. Строго говоря это не так (как корни из 8 и 32), но очень близко и такое приближение допустимо, поскольку не все камеры позволяют устанавливать самые удобные для подсчётов ведущих чисел чувствительности (они там скорее удваиваются, как это было принято в плёночную эру), но приведённые мною погрешности незначительны, поскольку находятся даже в пределах половины ступени экспозиции. Другие современные камеры позволяют дробить чувствительности не двукратно с соседними значениями, а полуторакратно (хотя всё равно может быть не совсем точно для подсчёта ведущего числа), но просто большее дробление чувствительности уже излишне: - запутывает, переусложняет и не имеет смысла.

Горячий башмак

Вот более современная зеркальная камера, идеология которой (зеркало, пентапризма, сменная оптика) перекочевала в современные цифровые зеркальные фотокамеры. Она ещё самая ранняя плёночная, но для неё уже не надо никаких дальномеров для точной наводки на резкость (резкость/нерезкость видна и корректируется через объектив) и никаких отдельных видоискателей (или универсальных барабанов видоискателей), поскольку вы видите рамки кадра со всеми объектами непосредственно через установленный объектив. И салазки для таких уже не нужных устройств вроде бы тоже не нужны и тут их нет, но для вспышек такие салазки были бы очень кстати, тем более что крепления для вспышек сразу же были сделаны под салазки, которые раньше предназначались для дальномеров, видоискателей (барабанов видоискателей) и даже некоторых внешних выносных экспонометров (светомеров). Но некоторая ирония заключалась в том, что первые зеркальные камеры почему-то не снабжались салазками на самих камерах и верхние части пентапризм таких камер были абсолютно голыми ("лысыми"). Таковыми были и первые отечественные "зеркалки" (см. соотв. раздел), и иностранные, и на фото одна из ранних "зеркалок" фирмы "ASAHI" (Pentax), а салазки для неё продавались отдельно как дополнительная опция в качестве присоединяемого навесного приспособления и тут такие салазки на зажимах крепятся на окошко видоискателя камеры (я специально не насадил их полностью для наглядности). На окошках видоискателей как правило имеются рельсы для крепления на них окулярных насадок для очкариков (чтобы те снимали без очков), но тут они салазками для вспышек занимаются полностью и удобство для очкариков приносится в жертву удобству крепления вспышки (очкарикам нужно опять снимать в очках). Ну вот "не догадались" сразу же перенести крепёжные салазки для вспышек (которые раньше были для других устройств) на первые зеркальные фотокамеры в качестве неотъемлемого органичного элемента. Выход находили в креплении вспышек на специальные поддонные кронштейны (и по началу, видать, производители круто "наварили" на продажах кронштейнов), которые представляли из себя рейки с ходящим вдоль них крепёжным винтом, которым в штативное гнездо камеры привинчивалась рейка, а вот уже на рейке с краю были крепёжные салазки под вспышки. Рейку можно было сдвигать, ослабляя винт (и закручивая обратно), чтобы отодвигать-придвигать вспышку дальше-ближе к камере. В данном случае для наглядности и компактности снимка вспышка сильно придвинута, но камеру при этом не всегда удобно держать (иногда приходится опираться на вспышку), поэтому в случае данной вспышки рейку для практических съёмок лучше сдвинуть, отодвинув вспышку дальше от камеры, чтобы удобнее было держать камеру. В случае возможных других конструкций вспышек – их можно придвигать вплотную без ущерба для комфорта (а эта слегка угловатая). Разумеется при закреплении вспышечного кронштейна в штативное гнездо камеры камеру всё ещё можно ставить на штатив, поскольку крепёжный винт кронштейна имеет в нижней своей части точно такую же крепёжную резьбу, как на камере. Ну вот поначалу владельцы зеркальных камер возились с кронштейнами и для некоторых тогдашних старых вспышек это было оправданно, как и для некоторых современных, поскольку самые мощные как правило громоздкие и имеют так называемую "молотковую" конструкцию с длинным высоким основанием, только на конце которого имеется осветитель. Вот такие вспышки даже сейчас лучше ставить на кронштейн, поскольку так они не перевешивают всю конструкцию на себя и не выглядят слишком неуклюже выпирающими из камеры. Но далеко не все даже тогдашние вспышки были таковыми и многие из них удобнее было крепить на салазки самих камер (а их поначалу не было). На фото именно такая вспышка.

Горячий башмак

Самые старые уже электронные вспышки (на фото) были сетевыми, т. е. работали от сети переменного тока в 220 Вольт. Конструкции их были проще, поскольку для разряда газоразрядной лампы-вспышки требуется напряжение в 300 Вольт и для 220 Вольт переменного тока нужен был лишь небольшой повышающий трансформатор, выпрямитель (например диодный мост) и сглаживающая накопительная ёмкость. Благодаря такой более простой конструкции сетевой вспышки многие тогдашние сетевые вспышки поменьше иных современных батарейных. На фото из старой сетевой вспышки немецкой фирмы Loewe Opta выходит шнур питания, идущий прямо на розетку (через соотв. вилку). Вспышка достаточно миниатюрна, чтобы ставить её на салазки камер, но для показа всех возможных вариантов я поставил её на кронштейн и закрепил винтом кронштейна в штативное гнездо камеры. Для синхронизации работы вспышки с затвором фотокамеры на камере и вспышке имеются соотв. контакты, которые замыкаются соотв. шнуром. Пример на подставке для вспышки-кубика, а тут не соединённые контакты можно видеть на камере (ответные на вспышке (на фото сзади и не видны)). На камере прямо спереди аж два таких контакта, и один обозначен как красный Х, а второй как FP (на вспышке всегда только одно гнездо или вообще торчащий контактный шнур). Позднее на всех камерах остался только один контакт Х, да ещё дополнительно и на вспышках и на камерах контакты появились на салазках и Т-образных креплениях, чтобы вспышка и камера законтачивались уже по факту установления вспышки на камеру вообще без проводов (но на многих даже современных камерах контакт под шнур вспышки всё ещё сохраняется для совместимости со старыми вспышками, работающими только через электропроводный шнур (без контактов на креплении)). Два гнезда на камере предназначались для разного вида вспышек. Контакт FP предназначался вот именно что для магниевых вспышек типа описанных выше флеш-кубиков и для них срабатывание затвора камеры немного задерживалось, поскольку после проскакивания искры в порошке магния последний выходил на максимум возгорания не сразу, а с некоторой задержкой. Для глаза это не заметно (задержка), но для точной быстрой механики камеры это критично. Позднее остался только контакт Х для более поздних электронных вспышек с газоразрядными лампами (которые вспыхивают гораздо быстрее и которые не требуют задержки срабатывания затвора). Поэтому я не уверен, будут ли корректно работать флеш-кубики на современных камерах. Но однажды я влип при использовании более современной газоразрядной вспышки. Дело в том, что на отечественной ещё старой зеркальной камере Зенит-Е был всего один контакт под вспышечный шнур, но для этого контакта наверху камеры был переключатель Х и МF (аналог тамошнего FP) и я не обратил внимания и оставил его в положении MF для старых магниевых вспышек (вроде флеш-кубиков). Фото-сессия со вспышкой моей сестры в виде полностью запоротой плёнки полетела в мусор и хорошо, что это была не слишком ответственная съёмка (сестра не слишком обиделась).

.............

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПЕРЕРАБОТКА + ДОРАБОТКА !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

.............

 

Сейчас с трудом можно найти мощную автоматическую универсальную вспышку на любую систему. В основном фирмы перешли на узкоспециализированные TTL-вспышки под конкретные системы и при смене системы или при наличии разных систем приходится менять и вспышки. Но у меня все вспышки универсальные (под любые системы) и автоматические, чем и горжусь.

О вспышках я более подробно рассказывал в своём учебнике по фотографии, но этот материал очень желательно прочесть для более полной информации на конкретных примерах.

 

Общий материал для всех вспышек на примере:

Soligor 30DA мulti-dedicated (zoom, auto) (Германия)

 

Автоматическая вспышка типа "кобра" с переключателем на 5 систем: - Nikon, Canon, Pentax, Minolta, Olympus. Устанавливается и прикручивается сверху на специальные стандартные салазки.

Ведущее число (G. N.) зависит от положения выдвижной zoom-линзы Френеля для охватов различными фокусными расстояниями. На максимальном выдвижении для максимальной дальности (и длинных фокусов) ведущее число G. N. = 30 (для ISO 100). Максимальная дальность при таком выдвижении zoom-линзы и установке максимально дальнего авто-режима – 12 метров.

Вспышка ( фотовспышка ) Soligor 30DA Multi-Dedicated

Обратите внимание как мною препарирована вспышка. Излучатель в виде zoom-линзы Френеля настроен на максимально широкий угол (максимально вдвинут (вжат) в оправу для самого широкоугольного освета) и на нём закреплён широкоугольный рассеиватель (решётка Максвелла, входящая в комплект) и сверх того мною ещё дополнительно с помощью прозрачного скотча закреплёно матовое стекло на этот рассеиватель (решётку Максвелла). Чего и Вам рекомендую, особенно для портретных, бытовых и семейных съёмок, но для этого вспышка должна быть достаточно мощной. Эта вспышка по мощности находится на относительно минимальном уровне; можно найти вспышки помощнее и препарировать насадки для них, но для целей домашних съёмок я препарировал насадку на неё, а более мощные вспышки использую для спортивных съёмок, где нужна максимальная дальность. А впрочем я когда-то (за неимением других вспышек) использовал её, тем более что решётка Максвелла на этой вспышке (и подавляющем большинстве других) съёмная.

При этом из всех режимов на вспышке выбирается максимально дальний авто-режим (поскольку мощность в таком положении zoom-линзы, да ещё с такими обвесами, заметно падает), диафрагму (апертуру) объектива приходится ещё открывать на одну ступень (рекомендовано для решётки Максвелла) против и без того не глубокой для работы на дальние дистанции. Зато при съёмке объектов присутствие света вспышки практически не заметно, всё выглядит естественно, объёмно, да ещё фон прекрасно "отбивается" от сюжетно-важной части.

Фотоснимки иллюстрируют работу такой насадки. При этом белый фон также способствует ослаблению действия вспышки по отражённому свету, на который настроена её автоматика, но надо учитывать, что фон расположен далеко позади объектов съёмки, поэтому даже если бы фон был бы чёрным – это не привело бы к заметному усилению света вспышки. Но в любом случае с такой насадкой всегда будет гораздо лучше, чем без неё.

Вообще-то многие производители фото-аксессуаров наладили выпуск насадок подобного действия. Ещё раньше фотографы использовали так называемые капюшоны, часто самодельные, вырезанные из белой бумаги, картона, другой белой материи или материала. При этом вспышка своим излучателем поворачивалась наверх в капюшон и направлялась этим капюшоном в сторону съёмки, то есть съёмка производилась отражённым от капюшона светом. При этом такая система была очень капризной, требующей очень большой мощности вспышки, а также точности позиционирования капюшона, с отклонением от которой могли возникать различные проблемы. Это, конечно, было менее капризно, чем съёмка с отражением от стен и потолков, к которой также прибегали фотографы и которая была ещё более требовательна к мощностям вспышек, к расстояниям до стен и потолков, а также к их цветам.

В данном случае свет вспышки является не отражённым, а прямопроходным и ещё менее капризным. Но это повышает требования к его рассеиванию. Здесь важно понять, что чем на более широкий угол освета рассчитана (настроена) вспышка и чем уже угол "вырезает" (выхватывает) в этой освеченной части сам объектив своим углом поля зрения, тем менее пересвеченным будет объект съёмки. Напомню, что каждому фокусному расстоянию объектива соответствует свой строго определённый угол поля зрения и чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше его угол поля зрения.

Поэтому, как я уже упоминал ранее, многие фирмы начали выпускать специальные насадки, позволяющие как бы расширить угол освечивания вспышки. Это, например, сферические матовые плафоны, сферичность которых (на подобии линзы) позволяет развести свет вспышки на более широкий угол, а матовое покрытие ещё дополнительно его рассеять. Конечно, за такие насадки берут немалые деньги, но ничуть ни хуже можно сделать и так, как я, т. е. настроить вспышку на максимально широкий угол zoom-головкой, затем закрепить на ней решётку Максвелла, а затем и матовое стекло.

В принципе не все вспышки имеют zoom-головки, есть, например, вспышки, которые без такой головки постоянно рассчитаны на максимально широкий освет (как описанная ниже вспышка Sunpak-433D). Тогда бывает достаточно просто закрепить на неё решётку Максвелла и/или матовое стекло.

Решётка Максвелла также разводит свет на более широкий угол системой мини-пирамидок (представьте себе маленькие прозрачные пирамидки Хеопса) и такая решётка (в качестве опционной ко многим профессиональным вспышкам) предназначена для дополнительного расширения угла освета при использовании сверх-широкоугольной оптики (например фиш-айев (fish-eye = рыбий глаз)). Стеклянная пирамидка в решётке Максвелла играет роль очень грубой очень выпуклой (или вогнутой, если смотреть с другой стороны) четырёхгранной линзы с большим коэффициентом преломления (отклонения) и набор таких пирамидок очень сильно расширяет световой поток.

Матовое стекло также аналогично действию решётки Максвелла, но матирование поверхности создаёт на ней скорее не пирамидки, а микро-полусферы (пупырышки), которые из-за своей малости не так сильно отклоняют световые лучи, а скорее ослабляют световой поток (рассеивают его). При этом матовое стекло желательно иметь из хорошего материала (стекло, поликор, сетал), мелкозернистое, равномерное (желательно с лазерным матированием), без дефектов, а также двусторонне (двустороннее матирование). Я, например, использовал двустороннее матовое стекло из разломанного конденсора от когда-то выброшенного старого увеличителя. У меня есть запас хороших матовых стёкол разных размеров и их можно приобрести отдельно (я, например, дёшево покупал их на "барахолке"). За неимением решётки Максвелла можно использовать одно матовое стекло (как и одну решётку Максвелла, за неимением матового стекла) – всё будет лучше, чем ничего, но в случае использования решётки Максвелла рекомендовано приоткрывать диафрагму (апертуру) на одну ступень (в плюс), в отличие от использования матового стекла. Но лучшие результаты вы получите, конечно, если будете использовать всё по полной.

Вспышка ( фотовспышка ) Vivitar 265 zoom thyristor

Позднее я купил более мощную вспышку Vivitar zoom thyristor 265 с zoom-головкой в виде линзы Френеля и насадкой в виде решётки Максвелла, которую я аналогичным образом дополнил тем же матовым стеклом на прозрачном скотче, а предыдущую вспышку продал. На новой вспышке всё работает так же здорово, а благодаря большей мощности с такими обвесами увеличивается её дальность и возможность больше закрывать диафрагму (апертуру) для большей глубины резкости.

Ещё немного по поводу режимов автоматической вспышки.

На обратной стороне этой вспышки есть так называемый "калькулятор", помогающий получить полную информацию о её работе (режимах) и настроить остальную аппаратуру (например, объектив камеры). На этой вспышке есть два автоматических режима (красный и синий), переключаемых рычагом на кольце с передней стороны вокруг фотоприёмника (сенсора) вспышки (на предыдущем фото). В красном режиме в зависимости от выбранной светочувствительности материала на объективе устанавливается соответствующая диафрагма (апертура). То же самое и в синем режиме, но там диафрагмы (апертуры) могут быть установлены на две ступени более закрытые (с увеличением глубины резкости). Вообще-то в более профессиональных вспышек разнообразие автоматических режимов (как правило также обозначаемых цветами) с различным выбором диафрагм (апертур) выше. При установленном авто-режиме (красном или синем) вы можете установить диафрагму (апертуру) постоянной (в зависимости от чувствительности материала) и вспышка будет сама подстраивать импульс в зависимости от расстояния до снимаемого объекта до какого-то максимального расстояния, определённого для каждого авто-режима (красного и синего) в соответствии с выдвижением zoom-линзы Френеля (если она есть). Как правило в режиме более открытых диафрагм это максимальное расстояние больше (дальний авто-режим), а в режиме более закрытых диафрагм – ближе (ближний авто-режим). Но в данной вспышке эти максимальные расстояния для красного (дальнего) и синего (ближнего) авто-режима нигде не отображены (тем боле для разных выдвижений zoom-линзы Френеля), что является грубым недосмотром со стороны производителя (Корейского), поскольку в других вспышках я подобной халтуры не встречал и уже на их примере (позже) покажу более информативные, полноценные и грамотно составленные калькуляторы.

Ещё раз повторюсь, что авто-режимы с меньшими значениями диафрагм (апертур) как правило и более дальние (захватывающие большие расстояния) и чем больше, чем больше выдвижение zoom-головки в виде линзы Френеля (если она есть). В данной же вспышке zoom-головка с линзой есть и в калькуляторе даже есть указатели T (Tele, теле-режим для длинных фокусов), N (Normal, нормальный человеческий глаз) и W (Wide, для широкоугольных фокусов), но помещение этих указателей напротив выбранных чувствительностей фотоматериалов ничего не даёт, кроме перемещений (смещений) на верхнем круговом табло цифр значений диафрагм (апертур) относительно цифр расстояний. Но такое жёсткое закрепление значений диафрагм (апертур) за определённым расстоянием характерно только для ручного режима, который также имеется на этой вспышке (но которым теперь мало кто пользуется из-за неудобств) и именно по нему почему-то и даётся полная информация в соответствии с перемещением zoom-головки (с линзой Френеля), а должны быть ещё дополнительно нарисованы цветами (красным и синим) минимальные и максимальные дистанции для работ в двух авторежимах (красном и синем) для разных положений этой самой zoom-головки. Возможно это указано в паспорте, но вспышка досталась мне без него. Могу лишь предположить, что в красном режиме более открытых диафрагм (апертур) и на максимальном выдвижении zoom-головки вспышка работает до максимальной дальности 12м., обозначенной на шкале, а в синем режиме более закрытых диафрагм (апертур) дистанция, скорее всего, меньше, но насколько неизвестно. Это можно было бы хотя бы примерно установить с помощью индикатора подтверждения экспозиции (в виде лампочки), отходя со вспышкой от снимаемого объекта (для точности можно взять стену) и кнопкой холостого срабатывания (бардовой внизу сбоку на предыдущем фото спереди) добиваясь отсутствия сигнала (загорания лампочки) подтверждения (достаточности) света для правильной экспозиции, но такого индикатора-лампочки на этой вспышке тоже нет – есть только лампочка готовности вспышки после полного заряда (перезаряда) конденсатора, вообще без которой совсем уж неприлично.

Поэтому эта "овечка" получилась слегка подпаршивленной (хотя и вполне съедобной). Но тем приятнее будет рассмотреть более полноценных "овец".

Вот, например, "калькулятор" для нижеописанной вспышки Sunpak-433D.

Вспышка ( фотовспышка ) Sunpak 433 D auto

Всё вводится на тыльной стороне (в отличие от предыдущей вспышки), что несколько удобнее. Тут можно сразу отсечь некоторый "мусор", которым лично я пока не пользуюсь. Ну, например, дробность мощности разряда постоянно и на всех вспышках стоит у меня в положении FULL (т.е. полный, а не частичный разряд), хотя в некоторых случаях (если Вам нужно, чтобы вспышка быстрее перезаряжалась при съёмке, например, в серийном "пулемётном" режиме) можно дробить её мощность, но, учитывая, что и её первоначальное ведущее число будут снижаться на указанные величины (1/2, 1/4, 1/8, 1/16) и нужно будет перестраивать в соответствии с этими новыми числами свою аппаратуру (например диафрагму (апертуру) объектива), а также не "замахиваться" на очень большие расстояния, постоянно сверяясь с индикатором подтверждения (лампочкой AUTO OK).

Ну и ещё один пока не нужный мне "мусорок" при включении связан с промежуточным положением кнопки включения в положении AC/HV, что означает, что эта вспышка рассчитана ещё и на работу с высоковольтным питанием (постоянного тока) от специальной высоковольтной батареи (подключаемой через специальное гнездо на вспышке) и тогда время готовности вспышки после срабатывания может быть дополнительно сокращено, поскольку в этом случае газоразрядная лампа излучателя запитывается именно от неё, минуя промежуточные каскады (типа генератор-трансформатор-выпрямитель-накопитель) от низковольтных батарей самой вспышки. Но таких высоковольтных батарей у меня нет, поэтому я гоняю эту кнопку, минуя промежуточное положение AC/HV.

Дальше всё только самое полезное. Индикатор (лампочка) подтверждения достаточности света для правильной экспозиции AUTO OK на некоторое время загорается прямо после вспышки, если дистанция до снимаемого объекта не превышена. Индикатор-лампочка READY/TEST загорается, когда вспышка готова к работе, а также может работать и как кнопка для "холостого" срабатывания вспышки (без траты кадров), например при проверке достаточности импульса для снимаемого сюжета индикатором-лампочкой AUTO OK.

Но в первую очередь во вспышку должно быть введено значение чувствительности фотоматериала (верхний ползунок и соответствующее ему окошко), так как от этого зависит ведущее число вспышки и связанная с ним диафрагма (апертура) объектива (см. мой учебник в разделе вспышек). Могла бы зависеть и дальность, но в случае автоматических режимов для вспышек максимальные дальности (для разных авто-режимов) как правило фиксируются, в том числе и в зависимости от положения выдвижной zoom-линзы (если она есть), а изменениям подвержена только диафрагма (апертура) объектива. В этом случае при перемещении ползунка чувствительности, в окошках будут меняться как значения чувствительности, так связанные с этой чувствительностью значения диафрагм (апертур). В данном фото-примере если сдвинуть значение чувствительности на одну ступень (например с 1000 (800) до значения 400), то и диафрагма (апертура) сдвинется на ступень, т. е. с 5,6 до 4. (Там вообще-то как и в других вспышках диафрагмы (апертуры) и чувствительности нарисованы на одной подвижной пластине и таким образом жёстко связаны). 

В данной вспышке zoom-линза Френеля отсутствует и излучатель рассчитан в том числе и на работу очень широкоугольной оптики, но при этом вспышка чрезвычайно мощная (Ведущее Число G.N.=43 для ISO 100), поэтому и её дальность в изображённом зелёном (и самом дальнем) авто-режиме очень впечатляющая и достигает 60 футов (около 20 метров). (Зелёный режим – это зелёная буква А и зелёные окошки-маски, в других режимах цвета меняются). При этом на примере следующей вспышки (описана ниже в другом разделе), калькулятор которой я сейчас здесь рассматриваю, я показал, что с помощью приставной линзы Френеля её ведущее число может быть ещё увеличено, а следовательно увеличится и её дальность, но при этом её угол поля освета будет несколько сужен для более длиннофокусной оптики. Во вспышке есть ещё два авто-режима (итого три), переключаемых верхним крайне-левым ползунком (и отображающим другие значения расстояний и диафрагм (апертур) смещающимися окошками-масками других цветов). Жёлтый режим (сразу за показанным зелёным) позволяет сузить диафрагму (апертуру) на две ступени (в данном фото-примере до 11), но при этом максимальная и минимальная дистанции съёмки уменьшатся вполовину (до пары 1,5 – 15 метров, если переводить с футов). Ещё один (следующий за жёлтым) красный авто-режим позволяет закрыть диафрагму ещё на две ступени (в данном фото-примере до 22), но при этом максимальная и минимальная дистанции съёмок ещё уменьшатся (до пары 0,5 – 7 метров). Итак – в этой вспышке автоматических режима три и они идут друг за другом от самого дальнего (с максимально-открытыми диафрагмами-апертурами) минуя промежуточный до самого ближнего (с максимально-закрытыми). Всё довольно последовательно и аналогичным образом это устроено в других автоматических вспышках. Выбирайте, какой режим Вам для конкретных съёмок удобнее, но при дополнительных обвесах для хорошего рассеивания света в виде решётки Максвелла и матового стекла я рекомендую использовать самый дальний авто-режим, поскольку мощность вспышки (ведущее число), а следовательно и дальность её действия заметно упадут, из-за чего и нужен некоторый запас по дальности. Но поскольку в этом режиме вам потребуются (в зависимости от чувствительности фотоматериала) более открытые диафрагмы, а оптика может быть не очень светосильной (или вы захотите снимать на более закрытых диафрагмах), то поэкспериментируйте с другими авто-режимами (более ближними) и если при нажатии кнопки холостого срабатывания READY/TEST (без траты кадров) на нужном вам расстоянии индикатор подтверждения AUTO OK загорится, то всё нормально – можете работать. Мощные вспышки (такая как эта) как правило позволяют снимать с комфортных (не слишком близких) расстояний со всеми рассеивателями не только в самом дальнем авто-режиме, но и в более ближних режимах.

Разумеется в этой вспышке есть ещё и ручной режим, но я (как и многие) им уже не пользуюсь по причине его крайних неудобств, поэтому и рассматривать его не буду (он рассмотрен в моём учебнике).

Но если Вам нужна (как порой и мне) максимальная дальность – о решётках Максвелла и матовых стёклах придётся забыть и выдвигать "голую" zoom-линзу Френеля на максимальное расстояние. При таких съёмках, как правило, широкоугольной оптикой не пользуются, поскольку при сужении светового потока не весь кадр может оказаться освещённым вспышкой и чем уже этот поток от вспышки и широкоугольней оптика, тем меньшая часть кадра будет освещена и не уйдёт в черноту. Как правило каждое фиксированное положение zoom-головки вспышки (с линзой Френеля) предназначено для использования с соответствующим фокусным расстоянием по принципу не меньше (иначе объектив захватит больше изображения, чем будет освещено вспышкой). Но большие фокусные расстояния, разумеется, можно (см., например, начало раздела в случае близких бытовых съёмок с самым широким положением zoom-линзы, решёткой Максвелла и матовым стеклом). Значения рекомендованных фокусных расстояний, не меньше которых надо использовать оптику для каждого фиксированного положения zoom-линзы, иногда указывают на zoom-головке с этой самой линзой, а иногда пишут в паспорте, а на zoom-головке пишут сокращённо и менее информативно Wide (Широкий угол), Normal (Нормальный, человеческий глаз), Tele (Теле, узкий, для длиннофокусной оптики). Но запас всегда можно обеспечить, взяв заведомо более длиннофокусную оптику. К тому же эта длиннофокусная оптика, как я уже рассказывал ранее, вырежет меньший сегмент из освещённого вспышкой изображения, что меньше пересветит сюжетно-важную часть. Этому же благоприятствует увеличение дистанции съёмки, но разумеется, в пределах действия вспышки. (Поэтому спортивные съёмки я провожу именно так: долой все насадки, zoom-головку на максимум, телеобъектив помощнее (но в разумных пределах, чтобы в пределы кадра по возможности всё нужное помещалось) и что получится то получится, иначе может совсем не получиться).

Ну и, завершая типичные примеры "калькуляторов" для различных вспышек, приведу последний пример грамотного и лаконичного "калькулятора" последней в моём обзоре самой мощной и насыщенной вспышки Vivitar 285HV zoom thyristor.

Вспышка ( фотовспышка ) Vivitar 285HV zoom auto

Вспышка ( фотовспышка ) Vivitar 285HV zoom auto

"Калькулятор" у неё на боку. Сигнальные (информационные) лампы сзади. Спереди кольцом вокруг светоприёмника выбираются аж четыре цветных авто-режима (сиреневый, синий, красный, жёлтый), плюс ещё четыре промежуточных (итого восемь). (В данном фото-примере передним кольцом выбран жёлтый режим). На табло "калькулятора" промежуточные режимы изображены чёрными квадратами, куда вписаны дополнительные значения диафрагм (апертур), а спереди промежуточные режимы устанавливаются, когда в окошке видно два цвета одновременно. Вводим кольцом чувствительность (в данном фото-примере 400) и этим же кольцом сдвигаются значения диафрагм (апертур), поскольку ведущее число вспышки возрастает. Получаем различные значения диафрагм (апертур) напротив разных цветных режимов (включая промежуточные), которые вводятся, как я уже писал, спереди кольцом вокруг светоприёмника (в данном фото-примере введён самый дальний жёлтый режим, при котором, правда, значения диафрагм (апертур) будут самые открытые (в данном фото-примере 4 (при чувствительности 400)).

Но поскольку вспышка дополнительно оснащена ещё и выдвижной zoom-линзой Френеля – выдвинем-ка её для примера в максимальное теле-положение, сужая её угол освета для максимальной мощности и телеобъективов. Что изменилось? Максимальная дальность для каждого авто-режима (ну и минимальная тоже). Если раньше в широкоугольном положении мы в жёлтом квадрате для самого дальнего авто-режима (при диафрагме-апертуре 4) имели цифру 18 (метров), то в теле-положении мы имеем цифру 26 (метров). (Это её максимально достижимая дальность). А минимальные дальности отображены тонкими линиями в противоположном конце. Больше в авто-режимах при различных положениях zoom-линзы не меняется ничего и это довольно удобно. Диафрагмы (апертуры) меняются либо переключением цветных режимов (в данном примере спереди вспышки), либо чувствительностью фотоматериала (фотоматериалов).

Теперь немного расскажу о TTL-вспышках, которые являются улучшенным вариантом более простых авто-вспышек (со своей автоматикой) и с учётом того, что лучшее – враг хорошего и чем дальше это лучшее, тем лучше оно враг хорошего-). При использовании TTL вспышек на соответствующих камерах и с соответствующими объективами (при других условиях, в отличие от авто-вспышек, они корректно работать не будут) сенсором вспышки начинает работать уже объектив самой камеры, с учётом всех фильтров, насадок, диафрагм, фокусных расстояний (вспышка может сама подстроить zoom-линзу). При этом диафрагму (апертуру) можно ставить любую (а не из фиксированного набора, как в авто-вспышке, хотя этот набор может быть вполне достаточным). При этом вспышка более гибко подстроит импульс под различные диафрагмы (апертуры) но, разумеется, в пределах рабочих дальностей для каждой. Zoom-головка может выдвигаться автоматически для фокуса согласуемого объектива, но имеется возможность (в продвинутых моделях) для большего запаса (и меньшего пересвета) вводить это значение вручную.

Можно ли на TTL-вспышках использовать такие же обвесы (решётку Максвелла и/или матовое стекло) для уменьшения пересвета снимаемого объекта? Разумеется, поскольку и там "голый" рефлектор грозит пересветить сюжетно-важную часть. Гораздо реже возникает недосвет сюжетно-важной части. Я уже упоминал вопиющие случаи фона в виде зеркал или других зеркальных поверхностей. Но похожая ситуация может возникнуть если, например, человек во всём белом стоит возле белой стены. Тогда его более тёмное (чем белое) лицо может получиться ещё темнее. (Правда, если снимаемый негр или негритянка, то это вряд ли испортит Ваш кадр). Однако если фон находится дальше снимаемого объекта, то вот эта отодвинутость фона (и чем дальше – тем больше) всё равно превращает его как бы в "чёрную дыру" безотносительно его цвета, что грозит пересветить сюжетно-важный объект на переднем плане. Поэтому в подавляющем большинстве случаев дополнительные обвесы в виде рассеивателей на вспышку весьма желательны, а в исключительных случаях можно ввести поправку. Например для простых, рассмотренных мною автоматических вспышек, в случае белого человека во всём белом у белой стены, можно просто слегка приоткрыть диафрагму (апертуру) на ступень-другую против показанных значений, тогда его более тёмное (чем белый материал и материя) лицо станет светлее. В TTL же согласованных вспышках придётся вводить коррекцию в плюс на самой вспышке, которая для таких случаев должна быть предусмотрена. Но а в экстремальном случае человека в чёрном у чёрной стены или с дальним фоном, возможно, желательно будет ввести коррекцию и в минус. Величины поправок, конечно, зависят от пропорций сюжетно важного и окружения, и в сложных случаях определяются на глаз (на вскидку), а в самых сложных приходится делать даже несколько кадров с разными значениями поправок.

На данный момент самый прогрессивный TTL режим замера экспозиции для вспышки предполагает такой замер света через объектив, когда расстояние для импульса вспышки меряется по объекту, на который производится фокусировка, тем более что в камерах уже давно применяются различные продвинутые режимы автофокуса даже по объекту, который находится не в центре кадра. При таком способе TTL-вспышка настраивается на сфокусированный объект и совершенно игнорирует другие объекты (белые, чёрные, даже зеркальные), которые находятся не в фокусе. В идеале неплохо было бы заставить корректно работать вспышку не только по сфокусированному объекту, но по той его части, которую бы мы хотели корректно осветить, например по коже человека (дополнительно проведя точечный замер для вспышки внутри сфокусированного объекта), но на данный момент эта задача технически трудновыполнима для ещё не сработавшего света вспышки, в отличие от замера экспозиции от непрерывных источников (см. раздел "светозамер, экспонометрия и экспокоррекция" в моём учебнике).    

 

Sunpak-433D (auto) (Япония)

 

Вспышка ( фотовспышка ) Sunpak 433 D auto

Очень мощная вспышка типа "кобра" для любых систем с одним центральным контактом. Устанавливается и прикручивается сверху на специальные стандартные салазки.

Выдвижной zoom-линзы Френеля не имеет – рассчитана на работу в постоянном широкоугольном (широкоохватном) режиме для оптики от широкоугольной до теле. Однако в этом режиме её мощность превосходит иные вспышки с zoom-линзами. Ведущее число G. N. = 43. Максимальная дальность в авто-режиме тоже впечатляет – 20 метров.

Обратите внимание, как мною препарирована вспышка. Для увеличения её мощности для большей дальности (и телеобъективов) на вспышке закреплена так называемая линза Френеля, которую я снял со старой сгоревшей вспышки. В данном случае линза работает на сужение светового потока (для увеличения его мощности) для большей дальности и более длиннофокусной оптики, чем широкоугольная, на которую излучатель рассчитан изначально.

Линза Френеля – это довольно любопытно устроенная плоская линза с поверхностью из кольцевых окружностей, имеющих в сечении форму прямоугольных треугольников. Этими треугольниками-углами и осуществляется фокусировка, то есть направление лучей под нужными углами, имитирующими работу линзы.

Линза Френеля

На эскизе грубо и схематично показана работа такой плоской линзы Френеля. Красным цветом изображены лучи света, входящие в поверхность линзы и преломляющиеся на углах поверхности. А поскольку такие прямоугольные треугольники идут кольцами и эти кольца идут друг за другом – таким образом достигается грубая имитация работы обычной линзы. Для света вспышки такая грубая имитация вполне достаточна, как достаточна она и во многих других приборах, где используются подобные плоские линзы Френеля (например в прожекторах, фарах, лампах).

Для создания полноценного качественного изображения до последнего времени этого было не достаточно, поэтому в объективах заменять обычные линзы плоскими линзами Френеля не решались, но недавно эту плоскую линзу Френеля удалось измельчить так, что качество изображения стало сопоставимым с качеством изображения, даваемым полноценной стеклянной линзой. К тому же регулируя углы наклона микро-треугольников удалось сымитировать работу асферической линзы, а дисперсию света подавить вторым рядом таких микро-треугольников с обратным (противоположным) преломлением, сделав двухслойную линзу Френеля.

Такая работа была действительно нанотехнологичной и впервые её удалось проделать фирме Canon, которая первой представила объективы с дифракционными элементами (названными DO). Это были дискретный фиксфокал 400мм. / 4 и зум 75-300мм. / 2,8. Благодаря этим дифракционным плоским линзам удалось уменьшить длину объективов и минимизировать количество линз (хотя в этих объективах оно всё равно в районе 15). Да и цена на такую оптику стала заоблачной. Но в перспективе, конечно, все объективы можно построить на плоских дифракционных линзах, уменьшив их в длину. Но что при этом будет с ценами на такие объективы?

Эту вспышку выменял у друга. Состояние потёртое. Однако позднее примерно за 30$ купил такую же, но уже в очень хорошем состоянии, а эту продал. Линзу Френеля при этом использую от описанной ниже вспышки, поскольку с неё она легко снимается и удивительно точно садится на эту, при этом так же хорошо выдвигаясь и вдвигаясь (меняя угол освета и таким образом мощность для различных дальностей и фокусов объективов). Фокусы и дальности, правда, при этом приходится прикидывать на глаз и c запасом.

 

Starblitz 3600BTZ TWIN (zoom, auto) (Япония)

 

Вспышка ( фотовспышка ) Starblitz 3600BTZ TWIN

Вспышка почти полностью аналогична предыдущей, с дополнительной выдвижной Zoom-линзой Френеля для увеличения дальностей в разных авто-режимах и работы с более длиннофокусной оптикой. Максимальная дальность в самом дальнем авто-режиме при максимальном выдвижении zoom-линзы – 15 метров.

Zoom-головка с линзой легко снимается и при этом удивительно точно подходит на предыдущую вспышку без zoom-линзы, поэтому я использую эту zoom-головку на предыдущей вспышке для увеличения её дальности во время спортивных съёмок.

Имеет дополнительный небольшой излучатель, с возможностью как включить его отдельно, так и вместе с основным излучателем (как и выключить), что при некоторых видах съёмки может быть полезно.

Купил на "барахолке" примерно за 30$.

 

Vivitar-285HV (zoom, auto) (Япония)

 

Вспышка ( фотовспышка ) Vivitar 285HV zoom auto

Ещё более мощная профессиональная вспышка типа "кобра", дополнительно снабжённая ещё и zoom-линзой Френеля. Также для любых систем с одним центральным контактом, устанавливается и прикручивается сверху на специальные стандартные салазки. Ведущее число G. N. и при этом дальность зависит от положения выдвижной zoom-линзы Френеля для охватов различными фокусными расстояниями. На максимальном выдвижении для длинных фокусов ведущее число G. N. впечатляющее  – 52 (для ISO 100). Максимальная дальность в самом дальнем авто-режиме и при максимальном выдвижении zoom-линзы тоже внушительная – 26 метров.

Купил на "барахолке" примерно за 30$. В очень хорошем состоянии.