Электронная игра Game & Watch

Где-то во второй половине 1970-х годов я познакомился с электронными играми, когда лежал в детской Морозовской больнице и в соседней палате всего на двоих (в моей было человек 8) лежал очень больной мальчик, который передвигался в инвалидной коляске и то крайне редко в крайнем случае, а так лежал или сидел (а ходить не мог). Родители у него видно были люди по тем временам богатые, обеспеченные и возможно даже связанные с заграницей, поскольку такие игры, вроде показанной выше, привозили ему в нескольких вариантах, а тогда никаких жидкокристаллических (да ещё цветных) портативных мониторов не было и все фигурки были как в жидкокристаллических электронных часах - чёрно белыми (точнее: - чёрно-фоновыми и когда были неактивны, то просто сливались с фоном) и во время активации становились чёрными, а в неактивный период сливались с фоном и становились невидимы (как бы исчезали-пропадали). Таким образом достигался эффект движения любого жидкокристаллического объекта (фигуры) и каждый такой дисплей был заполнен конечным числом как бы готовых шаблонов фигур (их контуров) в разных местах согласно их передвижениям-перемещениям в игре и при определённом угле наклона дисплея и соотв. освещении можно было видеть все эти шаблоны как бы плоскими бесцветными с едва заметными контурами периметров все вместе  (все фазы их движений-перемещений).

По причине такого тогдашнего несовершенства - каждая такая панелька (как наверху) имела только одну игру, а для другой нужна была другая панелька (игра). Правда уже тогда появились и мульти-панельные игры, когда несколько панелек со своими экранами раскладывались на шарнирах и родители привезли ему ещё и двух-панельную (двустворчатую) игру, которая в сложенном положении закрывалась глухими тыльными сторонами двух створок наружу, а внутри экран к экрану, а в игровом положении створки раскрывались и обнажали экраны-дисплеи. В некотором роде при хранении такие двустворчатые игры труднее было повредить, чем единственную одно-панельную игру, у которой дисплей всегда обнажён и подвержен... Я поиграл в такую совсем недолго, но помню, что там в одной игре на одной створке панельки бегал человек с ведром и собирал падающие с разных сторон потолка капли в ведро, а когда ведро заполнялось, то его надо было выливать в окно. Ну разумеется игра всё ускорялась и ускорялась в смысле реакции игрока на капли, непредсказуемо падающие с разных сторон, да ещё и со всё увеличивающейся интенсивностью и надо было всё быстрее и быстрее передвигать человечка с ведром, да и ещё успевать при этом выливать заполненное ведро в окно (для выливания надо было делать дополнительное нажатие кнопки). В игру на другой панельке поиграть так и не удалось (игру у меня забрал знакомый через медсестру, поскольку сам ещё не наигрался, а потом меня вообще выписали), но все игры строились по похожим принципам увеличения скорости реагирования игрока из-за роста интенсивности событий и если поначалу почти всегда относительно легко и просто, то дальше всё труднее и труднее, ну если вы хотите набрать побольше очков, разумеется (как правило все игры давали возможность ошибиться лишь 3-4 раза, после чего игра прекращалась и нужно было начинать всё по новой с нулями очков).

Что касается собственно сюжетов, то их старались делать разными в пределах тех возможностей, но в каких-то было много общего и верхний теннис по сути очень похож на ту игру с ведром и каплями, когда тут вместо капель мячики, вместо ведра ракетка, а вместо потолка - теннисная сетка и конечно ради сложности на сам теннис мало похоже, поскольку мячики сыплются с разных сторон в больших количествах друг за другом и со всё увеличивающейся интенсивностью, хотя на ранних персональных компьютерах ещё отечественного производства и с чёрно-белыми дисплеями (аналогами 286-х процессоров от IBM-PC) я играл в более похожую на теннис игру с одним мячом, но наличием сильного электронного соперника под названием "Beker" (намёк на тогдашнего чемпиона), которого фиг обыграешь из-за его очень сильной игры и там надо было просто одним своим игроком (аватаром) с ракеткой успевать попадать по единственному мячу, а для этого надо было успевать перемещаться, но правда не только в горизонтальной плоскости вдоль задней кромки своего поля, но и в вертикальной плоскости - как бы вперёд по направлению к сетке, чтобы отбивать некоторые мячи, а иначе достойно сопротивляться было вообще невозможно.

Разумеется даже при похожих играх играли роль многие мелочи и нюансы, которые могли как прибавить, так и убавить игре популярности, но вот что не практиковалось в те времена, так это пестрота, нагромождения и излишества, поскольку тогда это было слишком сложно и минималистичность возможностей определяла лаконичность самих игр и их возможную примитивность, но тут пожалуй примитивность в хорошем смысле этого слова - ближе к гениальности, которая проще. Недаром до сих пор людей привлекают как те игры, так и те игровые автоматы, которые стояли во всех парках отдыха и развлечений ещё до появления самых первых электронных игр. Там была самая примитивная механика и электроника, но она определяла максимально креативный подход, чтобы выжать из имеющихся тогдашних минимумов достижений максимумы возможностей и нередко выходило гораздо лучше, чем при нынешних как бы безграничных возможностях в плане создания электронных игр, когда сам креатив вырождается и прогрессирует лишь количественно (экстенсивно, а не интенсивно), становясь в плане качества (а не количества) как бы ещё более примитивным и вот именно что разрождается (скорее вырождается) всё увеличивающимися количествами персонажей, деталей, нагромождениями событий и излишеств, что всё дальше и дальше уводит всё это от более простого и гениального. Ну просто когда современные программисты, имеющие возможность менять и двигать фоны, добавлять кучи персонажей, снабжать их разными способностями - то изобретать простой велосипед вроде тогдашних морских боёв, городков, волейболов, теннисов, автогонок и других тогдашних игр как в большом стационарном павильонном исполнении, так и в раннем портативном карманном -- это ж вроде как не круто, не профессионально, не современно - и какой ты после этого программист? И вот всё пестрит, громоздится, мелькает, мельтешит, взрывается, врезается, стреляет, рубит - и давай дальше в ту же сторону ещё большего вот этого, а в другую сторону мозги уже не работают, а потом получается, что во времена больших возможностей для больших свершений -- с этим-то как раз и туговато и потому востребовано то, что попроще и погениальнее, вроде того же тетриса с простым исполнением, дизайном и правилами (который кстати был придуман относительно поздно в противовес гораздо более насыщенным играм), да и не угасает интерес к старой и даже совсем древней классике, вроде шахмат, шашек, различных переведённых в электронику стационарных и настольных игр (особенно восточных, поскольку восток когда-то был передовым в плане разных обучалок и наук) и даже самых простых вроде карточных игр, пасьянсов и даже крестиков и ноликов (я на старом компьютере играл в т. н. объёмные крестики-нолики (в объёме куба), которые поинтереснее, посложнее и даже пару раз выиграл у компьютера).

Позднее, когда после больницы меня навещали наши родственники и знакомые с их детьми (примерно моими ровесниками - младшими тинэйджерами), то у них я видел аж трёх-дисплейные портативные игры (где три разные игры на трёх экранах в едином складывающемся корпусе) и конечно в середине 1970-х и даже гораздо позже - ничего подобного у нас не было (довольствовались большими игровыми автоматами в парках, да и настольными играми, которые продавались в коробках в профильных магазинах), да и мои родители даже не собирались ни разоряться для меня на заграничные портативные электронные игры (которые тогда стоили немеренно), ни уж тем более как-то их из-за границы доставать (доступа туда у моих родителей не было). В больнице у моего знакомого игры были исключительно фирмы Nintendo и я был несколько удивлён, поскольку у меня ещё раньше был каталог этой фирмы и там ничего подобного не было и были игрушки если и с электроникой, то не на таком уровне, а впрочем возможно массовое производство таких игр началось позднее - ближе к концу 1970-х - началу 1980-х, а там и Гонконг подоспел, поскольку трёх-игровые трёх-экранные портативные консоли у других моих знакомых были именно оттуда.

И вот прошло довольно много времени и когда я учился в последнем классе школы (а это было в конце 1980-х), то мой друг по дому Сергей (будучи на два года старше и уже учась на первых курсах института МАТИ) даже поехал в Зеленоград на тамошний завод Ангстрем, чтобы купить там игру "Ну погоди", поскольку в магазинах поближе был дефицит в т. ч. и таких игр (заполняемый ненадолго на день - максимум два выполнения плана по продажам и это ещё надо было удачно попасть до того, как дефицит раскупят) и похоже это была первая игра отечественного производства - аналог и точный клон игры "Eggs" от той же фирмы Nintendo (поскольку все выпущенные у нас игры были тупо содраны с заграничных), только там яйца ловил Микки Маус, а у нас волк ловил яйца вместо зайца (хотя на его месте мог бы быть и заяц) и причём тут "Ну погоди", когда тут волк и яйца, а заяц вообще не при чём, но просто более логичное название "Яйца" как аналог "Eggs" -- было бы слишком полным плагиатом, хотя и так всем знающим людям было ясно, что все электронные игры нашего завода Ангстрем - были точными копиями-клонами заграничных игр (как правило фирмы Nintendo) и только персонажи да фон подменялись на другие, что, кстати - даже несколько ухудшало игры визуально.

А в больнице у моего знакомого мне понравилась игра фирмы Nintendo под названием "Rescue" (House in Fire) с выпадающими из горящего дома человечками и ловящими их на носилки санитарами, потому что на мой вкус она была более динамичная, чем "Ну погоди"-"Eggs", поэтому я довольно долго дожидался, когда наш "Ангстрем" скопирует-склонирует и её, да и ещё когда она перестанет быть дефицитом, после чего купил её тогда уже вполне свободно аж в магазине Школьник напротив Курского Вокзала под названием "Космический мост" (были варианты: - "Разведчики космоса" и даже "Инопланетяне") и там всего две кнопки и три степени свободы передвижения по горизонтали, но по мне так это гораздо более динамично, чем у "Ну погоди" - "Eggs", где главный персонаж вообще в единственном статичном положении и только руки имеют четыре степени свободы - два низа: - лево и право - и два таких же верха. Однако никакого японского и даже гонконгского разнообразия таких портативных панельных игр-консолей у нашего чуть ли не единственного монополиста "Ангстрема" даже близко не было, не говоря уж про трёх-экранные мульти-игры и даже двустворчатые двух-дисплейные раскладушки, поскольку створки соединялись гибкими плоскими шлейфами с многочисленными контактными тонкими проводящими ток дорожками внутри и мы такие делать так и не научились, да и "передрать" не смогли. А делать их было необходимо, поскольку одна створка была как бы ведущей, где помещалось питание, процессор, всё кнопочное и/или джойстиковое управление - и всё это передавалось на другую створку (где был всего лишь отображающий дисплей) через такие гибкие контактные проводящие ток шлейфы.

Наверху гораздо более позднее изделие, жалко имитирующее старину, с одной игрой и чёрно-белым жидкокристаллическим дисплеем, а более ранние игры так скупо и дёшево не оформляли (там был тугой прочный тяжёлый толстостенный красиво окрашенный и обработанный пластик с металлическими проставками вокруг дисплеев), но сейчас просто такие варианты (как наверху) совсем дёшевы в производстве, да и на "барахолке" я потратил всего 100 рублей за такую игру в полностью рабочем состоянии. А что касается старых игр фирмы Nintendo (и аналогичных других фирм, вроде Casio, ...) ещё тех времён - то цены на такие превышают цены на современные уже одно-дисплейные, но мульти-игровые панели в несколько раз. Тогдашние советские клоны, кстати, тоже не дёшевы и когда у одного продавца с нашими играми я заикнулся про Nintendo, то он ехидно и с усмешкой сказал мне, что это у него наши вот тут по 3-5 тысяч рублей в зависимости от редкости (некоторые наши электронные игры, кстати, выпущены столь мизерными тиражами, что на "вторичке" тоже крайне редки и дороги), а если хочешь оригиналы от Nintendo, то это можно устроить, но тогда готовьте выложить пару десятков тысяч рублей за любую их игру.

Да гораздо дешевле бытовую технику и электронику собирать и даже фотокамеры с объективами, чем я и занимаюсь/занимался, чем электронные игры даже уже неактуального старого образца (где всего по одной игре на консольку (максимум две-три))! 

Электронная игра мультиигра 

А вот теперь такие панельки-консольки с одним универсальным цветным дисплеем, на котором можно воспроизвести любую игру и тут в твердотельном корпусе "зашито" 200 игр, но уже есть похожие, где тысячи игр, поскольку тут цветной монитор как у компьютера или телевизора и не ограничен, как в 1970-е, 1980-е и даже в 1990-е годы - готовыми и ограниченными чёрно-белыми шаблонами под несколько персонажей и все их перемещения (тоже ограниченные), поскольку теперь тут как в современном цветном компьютерном мониторе и компьютере, где вы можете создавать любых персонажей, любые объекты, как угодно их перемещать (по любым траекториям) и чем угодно их наделять, включая любые способности и цветовые решения. Ну и цена в те же 100 рублей на барахолке, как за предыдущую одну игру, хотя в магазинах понятно что такие изначально гораздо дороже, но их столько наклепали, что вываливаются на вторичный рынок за недорого, поскольку их сбрасывают по дешёвке, чтобы избавиться и купить более новые консоли с большим количеством игр, но ещё дороже всё равно те старые чёрно-белые жидкокристаллические игры даже на вторичном рынке, поскольку там материалы и отделка дорогого стоили, да и игр одна-две-три, но такие, что лучше меньше да лучше, много хорошо не бывает и всё то погениальнее, что попроще.

Хотя есть такие же мульти-игровые панельки (как на верхнем фото), которые имитируют старые игры, включая настольные и даже наших игровых автоматов в парках отдыха и развлечений, когда ещё далеко было до любой персональной электроники, кроме бытовой техники, но такие стоят гораздо дороже, поскольку надо покупать все патентные права на те игры, а не как тут - напихал новодельных стрелялок-пулялок-бродилок-леталок-ездилок -- и даже ни на чём останавливаться не хочется, потому что ничего не цепляет из-за переизбытка всего. Как-то попробовал поиграть во все игры в разных разделах-жанрах и там хоть подборки игр разделены, но как-то всё равно всё примерно одинаково, потому что даже разделы называются Shooting, Racing, Sports, Action, но правда есть ещё Wits и Chess & Cards, но там тоже какая-то лишняя суета с пестротой, а что касается просто Шахмат, то их я вообще не нашёл (игры там скорее вокруг да около шахмат), а карты для меня наоборот безнадёжно скучны, не моё это, да и не разбираюсь я в них. 

Электронная игра улитка для Макдональдса

А эта игра (подаренная мне бесплатно) выпущена по заказу ресторана Макдональдс (сзади уточнено) и обрамление хоть и явно переизбыточно (в виде большой улитки с откидывающейся ракушкой, под которой игровой дисплей), но всё равно по материалам и отделке - полная и окончательная дешёвка хуже детской соски и разумеется внутри одна игра и подвижные персонажи чёрно-белые жидко-кристаллические и это только потому, что так просто дешевле и ресторан Макдональдс заказывал такие в больших количествах для довесков детям к каким-то заказам, праздникам или другим событиям, поэтому понятно, что никаких цветных мониторов и мульти-игр, хотя статичный задник цветной и так всегда было с задниками-фонами даже в очень старых играх с чёрно-белыми подвижными объектами для придания цветового разнообразия если не подвижным персонажам, то хотя бы фонам и каким-то статичным предметам и вещам. Вот так и сейчас иногда по каким-то поводам как рекламные буклеты делают игры по тем же простым рецептам, как тогда, только на соплях и из соплей, чтобы по максимуму дёшево.

Хотя современные сверх-плотные микро-электронные технологии позволили уместить многие игры на одном дисплее, удешевить конечную цену даже очень вместительных и разнообразных по управлению игр, но старые решения ещё в ходу, пусть и в таком извращённом виде, как "улитка" выше, да и ещё время от времени как раз наоборот выпускаются максимально приближенные к тем старым играм как бы мемориальные памятные ограниченные тиражи старых игр типа Nintendo, Casio, ... -- где всё выполнено, исполнено и отделано как тогда добротно и серьёзно один в один ещё по тем рецептам, лекалам и технологиям и даже с использованием тех же материалов, чтобы никакой современной новодельной удешевляющей халтуры, но такие лимитированные выпуски почему-то очень быстро раскупаются даже по дорогим ценам, а потом ещё дороже перепродаются.

Игра раскладушка Nintendo GAME BOY ADVANCED SP со сменными картриджами

А вот тут промежуточный вариант (выброшенный кем-то) между совсем старыми электронными играми (где по одной игре на консоль и монитор) и совсем новыми, где в одну консоль с единственным дисплеем можно "позашивать" сотни и тысячи игр.

А между двумя самыми элементарными и самыми многоэлементными крайностями выпускались вот такие "раскладушки" от той же фирмы Nintendo, где материалы и отделка уже отстой, но тут уже универсальный цветной жидкокристаллический монитор с возможностью отображения чего угодно где угодно, а вот твердотельная микроэлектроника ещё не дошла до той сверх-плотной и сверх-вместительной памяти, чтобы "зашивать" в неё даже десятки игр (не говоря уж про сотни и тысячи), поэтому как когда-то с музыкальными и видео кассетами, пластинками, катушками и дисками -- какое-то время приходилось довольствоваться внешней сменной памятью в виде вынимаемых и вставляемых отдельных (отдельно приобретаемых) картриджей и тут один снизу я как бы сильнее выдвинул из корпуса для лучшего обзора, а прямо на выключенном мониторе я разместил ещё один запасной сменный картридж целиком и все такие картриджи какое-то время вмещали по 4 игры и для новых четырёх игр нужно было покупать другие картриджи и так их могло накопиться много со многими играми и это кончено было гораздо больше, чем по одной игре на одну панельку, как в совсем старых вариантах, поскольку даже один сменный картридж обеспечивал консоль четырьмя играми. Позднее возможно начали появляться и более вместительные картриджи для большего числа игр, но с какого-то времени когда игр в картридж можно было вместить очень много (несколько десятков и больше) благодаря прогрессу в микроэлектронном уменьшении ячеек памяти, то такое количество игр можно было уже зашивать намертво в память самой консоли, а сменные картриджи стали уже излишними и с тем же успехом можно было покупать другие дисплейные консоли с уже другими большими (и даже гораздо большими) наборами игр и, кстати, при этом исключались сложности со сменными картриджами (их отдельными корпусами, разъёмами и многочисленными соединяемыми-разъединяемыми контактными группами консолей и самих картриджей), а в идеале и уже к этому подошло, что в самых крутых игровых решениях все игры помещаются в одну игровую дисплейную консоль (которая может дополнительно подключаться к большому теле-монитору (телевизора или компьютера) для более крупного масштабирования игр), а дополнительные появляющиеся игры можно будет просто подкачивать к уже имеющимся в ту же дисплейную консоль, поскольку встроенной памяти будет достаточно, ну или что-то можно будет хранить на отдельных гораздо более компактных картах памяти (да ещё перезаписываемых), вроде SD-шных (или микро-SD-шных), которые тоже уже стали сверх-вместительными.

Какое-то время по похожим принципам консолей со сменными картриджами выпускали и игровые приставки к телевизорам, но там сами консоли были побольше (как и картриджи к ним, поскольку там вроде бы было побольше игр), консоли не имели своих мониторов (монитором работал подключаемый телевизор) и запитывались от сети (как и телевизор). В некоторых таких комнатных стационарных вариантах были и возможности загружать игры с лазерных компакт-дисков, а так же в совсем ранне-компьютерные времена загрузчиком и вместителем игр выступали музыкальные компакт-кассеты и кассетные магнитофоны с возможностями работы с компьютерами, но там вроде бы требовались компьютерные вычислительные и обрабатывающие мощности и просто к телевизору такие магнитофоны напрямую не подключались (о таких магнитофонах я писал в разделе "Музыка"). Потом уже такие компьютерные мощности появились в самих приставках и стало возможно подключать их напрямую к телевизору.

Что касается таких игровых телевизионных приставок, то начинались они в 1990-е годы (возможно чуть раньше), но просуществовали точно все 1990-е и даже 2000-е годы (до 2010-х и даже дальше), а потом уже память стала очень вместительной (можно судить даже по росту количества такой в SD-картах к фотокамерам, поскольку любая память где угодно росла так же и по тем же принципам) и были разные фирмы (и возможно форматы) таких приставок к телевизорам и я даже сейчас помню (по жужжанию реклам "из всех утюгов") про SEGA Mega Drive и SONY Play Station и кстати игровые модули SONY Play Station выпускались и в портативных переносных консольно-дисплейных вариантах, как показанная выше игра Nintendo, только вроде бы там был единый корпус с дисплеем, а не раскладушка (просто сам корпус был шире и управление было по бокам от монитора). Ну и ещё помимо основного бизнеса по продажам игровых приставок и разработок игр для сменных картриджей (почти все те игры потом перекочевали в "прошивки" уже ультра-вместительных дисплейных консолей последних поколений) -- продавались ещё и отдельные подключаемые модули в виде джойстиков (отдельных больших удобных управляющих приставок с кнопками, рычагами и джог-шаттлами), рулевых и гашеточных торпед для автомобильных, мото-вело и авиа-симуляторов, а так же уже дошло и до колонок-громкоговорителей окружающего звучания, спец-очков дополняющей реальности и даже шлемов виртуальной реальности, поскольку игры стали уже как кино реалистичны и объёмны и в этом плане все эти игровые гаджеты просто видоизменились со временем, где основной процессор может быть самым миниатюрным, но со своим дисплеем (на выезд), а в комнатном стационарном варианте - с возможностью подключения всех возможных модулей, включая большие экраны и периферийные приспособления. Игры в огромном количестве могут быть уже "зашиты" внутрь, пополняться извне (теперь уже даже через Интернет), а в случае недостатка внутренней памяти - вместо прежних довольно больших и мало-вместительных картриджей - могут использоваться гораздо меньшие, удобные, вместительные и уже перезаписываемые карты памяти вроде SD-шных и микро-SD-шных.

В телевизионные игровые приставки я немного поиграл с моим школьным и институтским другом (после окончания нами школы и поступления в один институт МИРЭА в конце 1980-х - начале 1990-х), который такую приобрёл, подключил к телевизору и помню как мы с ним рубились в бои бойцов разных стилей и для таких боёв у него был соотв. картридж, который он устанавливал и поскольку мы играли вдвоём друг против друга, то каждому игроку полагался свой отдельный пульт управления (два одинаковых пульта-близнеца) с движком в виде крестика (прыжки в вертикальной плоскости и выпады и отходы в горизонтальной), но были многочисленные другие игры (бродилки, стрелялки и мн. др.), в которые можно было играть одному одним пультом, да даже в случае двух игроков за соперника могла играть сама игровая приставка (её компьютерные мощности).

Ну и ещё у моих родственников в Санкт-Петербурге (семье сестры отца) до сих пор работает такая приставка (вроде SONY Play Station), поскольку она как бы очень универсальная ещё с тех времён даже с самым простым пультом управления (который вроде бы даже входил в минимальный набор) и помимо работы с игровыми картриджами и игровыми компакт-дисками -- может проигрывать ещё и музыкальные компакт-диски (включая формата МР3) и вроде даже видео-диски и если не нужны особые супер-новые требования к играм и их организации, то даже очень старые игровые приставки вполне пригодны до сих пор, поскольку там как ещё актуальные мультимедийные возможности в виде воспроизведений различных форматов с разных носителей с подключениями периферийных устройств (телевизора уж точно), так и как минимум всеми любимые шахматы, шашки, нарды, карты, лото, крестики и нолики и другие классические игры для совсем уж противников компьютерных игр и кстати с возможностью играть друг с другом вообще минуя компьютерные мощности, которые используются лишь для отображения досок, игровых полей и ходов соперников - и так мой отец и муж сестры отца играли друг с другом в шахматы, например. Ну плюс ещё какие-то имитаторы и симуляторы, вроде часов, календарей, калькуляторов, имитаторов клавиатур и даже музыкальных инструментов, но тут для большей производительности (в двух последних случаях) лучше докупить периферийные устройства в виде электронных музыкальных инструментов (или их имитаторов-синтезаторов) и/или клавиатур. И при некоторых минимумах потребностей можно с такими приставками и без компьютера обходится, что мои родственники в Питере и делают.

Что касается лично меня и моих родителей, то как-то вообще мимо нас (или мы мимо) прошли все эти игровые (мультимедийные) приставки к телевизорам, поскольку родителям это было не нужно (они этим даже не интересовались) и затратно, а я всегда ностальгировал по самым старым карманным электронным играм типа Nintendo (а играл в единственный аналог от нашего Ангстрема и мне этого было достаточно) и это скорее для детей помладше было более интересно, поскольку у моего школьного и институтского друга Дмитрия была младшая сестрёнка (и она любила всякие там бродилки и ещё чего-то), да и у моих питерских родственников (семьи сестры отца) помимо сына (чуть старше меня) -- были ещё маленькие внучка и внук -- и вот для них в основном брали, но пригодилось и взрослым. 

Игра раскладушка Nintendo GAME BOY ADVANCED SP со сменными картриджами

А вот мой промежуточный вариант между совсем старым и новым вообще непонятно рабочий или нет, поскольку питается от аккумулятора, который хоть и съёмный, но уже давно разрядился или вышел из строя и такого типоразмера пойди поищи (они уже давно не выпускаются), а чтобы понять сел он или сдох (а впрочем после долгого разряженного хранения всё равно необратимо испортится) - нужно подключить зарядное устройство с каким-то своим разъёмом и такие "зарядки" тоже уже не выпускают и теоретически с трудом могут быть найдены лишь на вторичных рынках. В общем сначала надо искать "зарядку", чтобы проверить аккумулятор, а если аккумулятор сдох (сейчас уж наверняка), то ещё ищи такой же аккумулятор и даже если найдёшь, то купив и зарядку, и аккумулятор - может выясниться, что игра сама по себе не рабочая (неисправна/сломана) и на ветер будут выброшены деньги и за зарядку, и за аккумулятор.

Электронная игра мультиигра

А вот последние мульти-игровые дисплейно-консольные варианты легко проверяются (и запитываются для работы) обычными распространёнными батарейками и тут стоит отметить весьма желательный и ожидаемый откат к обычным (пальчиковым) батарейкам в самых современных игровых дисплейных консолях с зашитыми десятками, сотнями и тысячами игр (где сменные картриджи уже излишни) и в этом плане это так же здорово, как в старых чёрно-белых жидкокристалличских играх, с которых я начал статью и которые работали тоже от обычных батареек, правда там они были плоскими таблеточными (но тоже легко добываемыми для проверки и собственно работы), а тут большие цилиндрические по причине большей прожорливости цветного жидкокристаллического монитора вроде телевизионного или компьютерного, да и сверх-ёмкая память ест много во время извлечения всего того гораздо более многочисленного, что там "зашито".

Конечно я не большой спец., знаток и собиратель подобного (поскольку даже по деньгам оч. дорого), поэтому кому интересна эта тема -- то это к профильным коллекционерам. Да даже на наши электронные игры цены сейчас кусаются, а импортные мало того, что очень дороги, так ещё и очень редки, хотя если дёшево и сердито попадётся что-то, то постараюсь взять и пополнить даже такую мою пока ещё очень скудную коллекцию электронных игр (по которым ностальгирую с раннего детства), но это не скоро и вообще вряд ли, поскольку даже верхние уже фуфловые современные удешевлённые варианты случайно попались совсем дёшево и в минимальной степени сердито. А вообще даже таких почти не сыщешь на вторичных рынках. И ещё надо иметь в виду не беспредельную долговечность старых электронных игр, особенно жидкокристаллических, поскольку жидкие кристаллы постепенно выцветают, обесцвечиваются и имеют другие невечные параметры жидкокристаллической электроники, поэтому возможно когда они все выйдут из строя, то и побольше их будет на вторичных рынках, и подешевле -- и возможно даже появятся недорогие оригиналы от Nintendo, Casio и других фирм, но поскольку многие такие игры до сих пор "на ходу", то и цены соответствующие.

Q&Q Casio game типа Nintendo game & watch

    Ну вот пожалуй игра, максимально приближённая к ранним добротным играм типа Nintendo серии Game & Watch, потому что Q&Q это Casio, как мне объяснил продавец и недорого продал (500р.), поскольку намекнул, что с игрой не всё в порядке и действительно -- не работала в смысле не реагировала на кнопки, а в пассивном режиме что-то там по умолчанию перемещалось и двигалось как бы в демонстрационном отображении, но тогдашние игры все разбираются и подразобрал, запачканные угольной пылью и грязью контакты протёр, на обратных сторонах кнопок возможное загрязнение с угольных электродов снял -- и всё заработало. Но правда жидкие кристаллы уже повыцвели, побледнели и плохо видны падающие на человечка обломки, чтобы от них уворачиваться, поэтому не всегда падающий обломок бывает хорошо заметен, чтобы успеть из под него уйти. Игра правда всё равно скучновата и были сюжеты поинтереснее, хотя далеко не всегда и например Eggs от Nintendo (в нашем варианте - "Ну погоди") ещё скучнее и даже я ещё поиграл когда-то в бегающего с ведром и собирающего с потолка капли в ведро человечка (а потом заполненное ведро на 3-4 капли надо было выливать, снова подставлять под капли и не промахиваться (не давать каплям падать)) -- и тоже не слишком интересно и лишь "Rescue on fire" (в нашем варианте "Космический мост") действительно зацепила. Кстати название Q&Q когда-то было широко представлено во всех киосках своими часами и это были очень бюджетные недорогие варианты не самого высокого качества и так иногда поступают знаменитые фирмы, которые заводят запасные марки, которые используют для изделий самого дешёвого и наименее качественного сегмента, чтобы типа известный бренд с плохим не ассоциировался. Вообще в советские времена фирма Casio была знаменита своими электронными часами, калькуляторами, другой микроэлектроникой, ну и вот такими и им подобными многочисленными карманными электронными играми на батарейках (на втор. рынке я встречал много таких от Casio и похоже эта фирма была ближайшим прямым конкурентом Nintendo), но когда в 1990-е под маркой Casio начали продаваться самые простенькие кассетные плееры и даже магнитолы-"батончики" (в том числе двухкассетные), то стало понятно, что это явно не её, потому что это были самые распоследние банальные дешёвки на самом низшем уровне китайского качества, потому что производство стало китайским, марка перекочевала в большое китайское "корыто" со всеми или многими известными марками (из которого как под копирку попёрло в т. ч. и всякое непотребство) и там решили, что почему бы и знаменитую марку Casio не задействовать и не налепить на музыкальную аппаратуру, но налепили почему-то на самое тусклое и несолидное барахло (авось знаменитая марка заставит покупать всякую банальность, "серость" и "невзрачность"). Иногда получалось и по другому - например я вдруг увидел компакт-дисковую кассетную магнитолу под маркой KOSS и конечно это чисто наушниковая фирма, но правда магнитолка была компактненькой и на загляденье красивенькой, потому что выложились и постарались хотя бы нетипичную для изделия марку KOSS налепить на что-то с претензией на изысканность. Больше под маркой Koss я других магнитол не видел и понятно что это была разовая акция, но похожие магнитолы под другими марками встречал. А вот кассетного барахла под маркой Casio встречалось достаточно и вот пример в тему, когда мне мой школьный, а потом и институтский друг Дмитрий в период нашей учёбы в институте (в начале 1990-х), когда я пришёл к нему в гости - рассказал, что к нему приехали родственники и один из них - его ровесник или даже помладше - просто жаждал купить кассетный плеер и Димка мне говорит, что сказал ему, чтобы тот не торопился деньги тратить, поскольку он сам работает в магазине аудиотехники от фирмы AIWA, знает толк в плеерах и поможет ему максимально выгодно купить максимально качественную вещь, но не сию секунду, а чуть погодя, когда будет посвободнее. Ну а родственник пошёл "гулять по буфету" (в смысле по Москве),  не удержался и в каком-то киоске что называется подешевле купил, но он у него сломался чуть ли не в этот же день (и показывает мне сломанный плеер вот именно что фирмы Casio). А тогда действительно киоски на всех улицах пестрели разнообразным товаром, но поддельным или даже брендами, но невысокого качества, так что трудно было удержаться и я даже пару раз с наушниками прокололся, когда вроде бы AIWA как у друга, а звучание гораздо хуже и друг говорил, что это скорее всего подделки (или выбраковки) и покупать надо в его фирменном магазине, где в разы дороже, но зато с гарантией качества. А что касается фирмы Casio, то ничего о её хорошей аудиотехнике никогда слышно не было (ну кроме синтезаторов Casio, разумеется, но это совсем другой товар совсем другого уровня за совсем другие деньги), поэтому скорее всего сразу это название на магнитольный и плеерный мусор лепилось для коммерческих ларьков и "левых прилавков" -- и выше в более солидные дорогие торговые сети это не шло.

Pickle lcd game Space Wars Hong Kong

    Ну вот ещё до кучи прикупил недорого (в пределах 500 рубов) игру из Гонконга тех времён (1980-х), когда амбициозное название, но игра вроде нашего "морского боя" из зала игровых автоматов и лучше бы это и был "морской бой", потому что тут маленькая "вражеская" летающая тарелка перемещается наверху в космосе по какой-то замысловатой и витиеватой кривой траектории (при этом всегда одинаковой), а вот "пушка"-установка, которой надо её сбивать - перемещается в три точки на большой "родной" летающей тарелке (две крайние и середина), при этом только в одну сторону и просто из крайнего конечного положения на одной стороне тарелки перескакивает в крайнее начальное положение на другой стороне, ну и ещё по команде "огонь" заряд-снаряд (или ракета) взлетает не мгновенно, а с некоторой скоростью и надо стрелять с упреждением по маленькой тарелочке. Наш "морской бой" из залов игровых автоматов был поминималистичнее, полаконичнее и погениальнее, а тут довольно всё неочевидно и непредсказуемо (переусложнено и перегружено там где не надо и наоборот). И ещё передняя панель пластиковая, но зато какой пластик: - вкусный, аппетитный и не побоюсь этого слова пластичный - явный признак 1980-х и ранних годов, а после 1990-х понятно что слишком роскошно, сложно, дорого и невыгодно продолжать в том же духе получать и обрабатывать пластик.