НАЗАД (BACK)


Сенека

(ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.)

 

Все мы ищем счастья. И этим, наверное, ничем не отличаемся от тех, кто жил раньше нас. Поэтому не будет странным обратиться за ответом к римскому сенатору и поэту Луцию Аннею Сенеке, жившему 2000 лет тому назад. На его глазах на рубеже великих эпох рушился старый мир, погребая под обломками многие надежды и мечты. Он один из тех людей, которые самой беспощадностью жизни были поставлены перед необходимостью философии. Именно необходимостью. Либо потеряться в бессмысленном хаосе, покорно следуя за толпой, либо понять глубокий смысл происходящего и найти в нём путь и силы остаться собой. Но это невозможно без философии. Для Сенеки это был стоицизм. И по сей день трудно найти более глубокое и в то же время более практичное учение. Философия здесь становится огнём, в котором все беды, невзгоды, удары и дары судьбы переплавляются в мудрость и опыт. Страдания преобразуются в счастье. Хотя это очень нелегко.

Сегодня философия рождается из текущей жизни, отражая все её условности, мелочи, обыденность. У стоиков наоборот - жизнь рождается из философии, становясь возвышенной и очищаясь. Почти всю жизнь свою Сенека провёл в Риме при Калигуле, Клавдии, Нероне, пытаясь хоть как-то смягчить их нравы. Его несколько раз приговаривали к смерти. Но он оставался при дворе, пытаясь выполнить свой долг гражданина и философа.

Илья Барабаш

 

Главное для нас - не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом, направляясь не туда, куда нужно, а туда, куда все идут. Нет на свете вещи, навлекающей на нас больше зол и бед, чем привычка сообразовываться с общественным мнением, почитая за лучшее то, что принимается большинством, и чему мы больше видим примеров; мы живём не разумением, а подражанием. Отсюда эта вечная давка, где все друг друга толкают, стараясь оттеснить.

Луций Анней Сенека


НАЗАД (BACK)