НАЗАД (BACK)


Команданте Че Гевара

Этим всё сказано! ... Вернее - сделано. ... Вернее - сфоткано.

 

Президента Кубинского национального банка Эрнесто Гевару было сложно назвать публичным человеком: он принципиально не давал себя снимать. Так что фотографу Альберто Корде, сделавшему этот снимок, сказочно повезло. В 1960-м году, через год после победы революции, близ берегов Кубы взорвался французский корабль, везущий оружие и гуманитарную помощь для сторонников Фиделя Кастро. В панихиде по экипажу судна приняли участие ведущие политические деятели Кубы, а также гостивший в то время в Гаване писатель Жан-Поль Сартр. Че Гевара, обычно скрывавшийся от камер, на минуту вышел из толпы, чтобы перекинуться парой слов с Сартром. В этот момент его и заснял Корда.

    Все последующие события - сплошная мистика. Проявив плёнку, Корда заперся в своём доме и перестал поддерживать связь с внешним миром (в частности, с редакцией газеты "Революсьон", по заданию которой он и снимал Че Гевару).

    Снимок чудом удалось добыть итальянцу Джану Джакомо Фельтринелли, который через семь лет после памятной съёмки пробрался в дом Корды. Он утверждал, что фотограф совсем свихнулся: считал Че новым воплощением Христа, а снимок не давал публиковать, потому что это, мол, могло вызвать Судный день.

Кем представился Корде Фельтринелли - архангелом Гавриилом или Папой Римским, - до сих пор остаётся тайной. Однако снимок итальянец вынес и опубликовал, не заплатив фотографу ни сентаво.

 

От себя добавлю, что хоть Че Гевара и не любил, чтобы его фотографировали, но сам пофотографировать любил (тоже не себя, разумеется). И хоть он "принципиально не давал себя снимать", его всё-таки снимали украдкой или даже откровенно "в лоб" (и такие снимки я видел, но не убивать же после этого фотографов), другое дело, что вот этот снимок как бы наиболее яркий, хрестоматийный, шедевральный. Снимок человека, смотрящего чуть в сторону, но всё равно как бы явно для вас, поскольку между взглядом мимо вас и на вас очень тонкая грань (ещё чуть чуть - и его взгляд будет обращён уже к вам, поскольку он вас как бы уже и так не может не замечать). Вот такой вот профиль-анфас головы крупным планом был и у нас в отношении портретов Ленина (скажем на барельефах, значках, монетах, вымпелах, наградах, флагах и т. д. и т. п.), но то были рисунки, поскольку именно вот так заснять человека действительно очень сложно, особенно если он специально не позирует. С Лениным вроде так же не вышло (он вроде бы тоже отбрыкивался от съёмок), поэтому такие его аналогичные профили-анфасы приходилось рисовать.

Конечно, если нет веского предлога, чтобы человек в кадре смотрел явно не на вас, а куда-то совсем в сторону, то пропадает эффект общения с живым изображением, особенно если человек вам всё-таки позирует. В этом случае взгляд снимаемого совсем в сторону (профиль) - это уже слишком, если в кадре нет обоснования (или хотя бы намёка), зачем он в эту сторону смотрит. А вот такой вот "взгляд Ленина", который чуть от вас, но вот-вот на вас, вполне приемлем и допустим, но труднодостижим. Чуть мимо вас как бы оправдывается тем, что человек просто для вас хочет выглядеть задумчиво, мечтательно, романтично, возможно тревожно, позируя вам, но не зацикливаясь только на вас, а "беря чуть выше": - глядя всё-таки куда-то дальше, глубже: - в себя и вдаль за пределы себя, возможно предвидя и встречая что-то (трудности, опасности, свершения, лишения) и как бы вовлекая вас в ту же орбиту по касательной взгляда, заставляя сопереживать, сочувствовать, вникать.  

Среди многих снимков Че Гевары я видел несколько, где он запечатлён с фотокамерами как фотограф и понятно, что в те времена отсутствия "мыльниц" и других автоматических (электронных) камер - все камеры были весьма серьёзными, предполагавшими профессиональные навыки по всем фотографическим параметрам, а не нынешние бездумные нажатия на сенсоры.

Одной из таких серьёзных камер была немецкая Leica. По-видимому именно поэтому эта фирма так любит Че Гевару и старается по возможности прилепить рядом с его фото свой лейбл (как на этом снимке внизу в кружке).


НАЗАД (BACK)