85мм.

Carl Zeiss Planar Yashica/Contax-M42 85мм. / 1,4 (Германия)

Гелиос-40 85мм. / 1,5 (СССР)

Гелиос-40-2 85мм. / 1,5 (СССР)

Гелиос-40-Т 85мм. / 1,5 (СССР)

Super-multi-coated Takumar 85мм. / 1,8 (Япония)

Super-Takumar 85мм. / 1,9 (Япония)

Tc Accura supertel M39-M42 85мм. / 1,9 (Япония)

Юпитер-9 85мм. / 2 (СССР-Россия)

МС Rolleinar 85мм. / 2,8 (Германия-Япония)

Telor 85мм. / 2 (Германия)

Canon FL-М42 85мм. / 1,8 (Япония)

Nikkor F(Н)-M42 85мм. / 1,4 (Япония)

 

85мм.

 

Этот фокус тоже считается портретным, к тому же на этом фокусном расстоянии достигнуты рекордные значения светосилы – 1,2 (Canon, Carl Zeiss), 1,4 (Pentax, Nikon, Carl Zeiss, КМЗ ("Зенит"), Minolta и др.), что позволяет при съёмке портретов максимально размыть фон. При установке на цифровые корпуса с кроп-факторами фокусное расстояние увеличивается при сохранении большой светосилы, что позволяет получить уникальные сочетания длиннофокусности и светосилы. Именно поэтому такие фокусные расстояния очень востребованы у людей, снимающих на «цифру».

 

Carl Zeiss Planar Yashica/Contax-M42 85мм. / 1,4 (Германия (ФРГ))

 

Carl Zeiss Planar 1,4 / 85 мм

Изделие знаменитой немецкой фирмы "Carl Zeiss" и именно капиталистической части некогда разделённой Германии (ФРГ). Напомню, что во времена разделения Германии на капиталистическую (ФРГ) и социалистическую (ГДР) части – в каждой части Германии независимо друг от друга существовала фирма с одним и тем же названием "Carl Zeiss" и каждая из них считала себя «САМОЙ ЦЕЙСОВСКОЙ». Такая конкуренция приводила к отличным результатам – очень достойным изделиям обоих Германий.

Особый интерес у фотографов представляют изделия "Carl Zeiss" социалистической части Германии ("Carl Zeiss Jena"), поскольку они делались на универсальную резьбу М42-Universal и более доступны по цене. Капиталистическая же фирма "Carl Zeiss" не производила оптику на такое крепление, за исключение очень старых образцов, а делала оптику на байонетные крепления фирм Yashica, Contax (байонет Yashica/Contax), Rollei, Voitlander (байонеты QBM-1-4).

Ныне "Carl Zeiss" производит несменную оптику для видео- и фото-камер SONY, а также делает сменную оптику для камер SONY, Nikon, Pentax и дальномерных камер нескольких фирм (Voitlander, Cosina (Bessa)). Но по некоторым данным та ("настоящая") фирма "Carl Zeiss" уже давно разорилась, просто её марка была перехвачена более "приземлёнными" коммерсантами, а новые объективы под старыми названиями начала производить японская фирма Cosina.

При наличии знакомого токаря некоторые байонетные крепления фирмы "Carl Zeiss" (QBM1-4, Yashica/Contax) могут быть легко переделаны на универсальную резьбу М42-Universal и установлены на плёночные и цифровые корпуса различных фирм.

Это и было мною сделано для имеющегося у меня объектива Planar 85мм. / 1,4, который был первоначально изготовлен на байонет Yashica/Contax фирм Yashica (Япония) и Contax (Германия).

Объектив очень дорогой и редкий, но мне удалось купить дешевле (около 400$) благодаря наличию нескольких микроцарапин с внешних сторон передней и задней линзы. Но для заметного ухудшения качества изображения этих дефектов недостаточно, поэтому качество изображения объектива очень хорошее. Схема шестилинзовая.

Carl Zeiss Planar 1,4 / 85 мм

 

Гелиос-40-2 85мм. / 1,5 (СССР)

 

Гелиос-40 1,5 / 85 мм

Объектив отечественного производства на универсальную резьбу М42-Universal является клоном вышеописанного объектива Planar 85мм. / 1,4 с подобной шестилинзовой оптической схемой. Чтобы схожесть была не очень полной – было принято остроумное решение написать вместо светосилы 1,4 – светосилу 1,5. Но уж если быть совсем точным – объектив является клоном прародителя Planar-а – немецкого объектива Biotar 75мм. / 1,5 (Nachtobjectiv (ночной объектив)). Поэтому для портретников наши Гелиосы-40 даже излишне резки на полной светосиле в сравнении с другими аналогичными сверхсветосильными портретниками, что отмечают многие тестовые источники (газеты, журналы). Но всегда можно смягчить, если понадобится.

Позднее отечественной промышленностью была выпущена и распродана очень ограниченная партия объективов Зенитар-К 85мм. / 1,4 на байонет К (Pentax и совместимые), поэтому встретить сейчас такой объектив в продаже на вторичном рынке почти нереально.

Объектив пережил несколько модернизаций, от выглядящего архаично некрашеного белого Гелиос-40 (на резьбу М39), до сперва покрашенного чёрной краской и покрытого лаком Гелиос-40-2, а затем и матового (не лакированного) Гелиос-40-2.

У меня есть оба последних варианта – чёрный глянцевый и чёрный матовый. Оба снимают очень хорошо – дают хорошую резкость и цветопередачу. Оба представлены на фотографиях (вверху – матовый, внизу – глянцевый).

Друг принёс свой некрашеный "белый" Гелиос-40 и мы сравнили его с одним из моих "чёрных" Гелиосов-40-2. В принципе – одно и то же, но на мой строгий взгляд "чёрный" выдал чуть лучшее изображение.

В сравнении с вышеописанным объективом Planar 85мм. / 1,4 тоже почти одно и то же, но изображение "чёрного" Гелиоса-40-2 мне понравилось чуть больше. Но это на мой субъективный взгляд. В общем – смело берите наш Гелиос-40 на вторичном рынке (если найдёте и сойдётесь в цене) – не пожалеете! Но объектив уже давно снят с производства, поэтому найти его на вторичном рынке всё труднее и труднее, да и цена чем дальше – тем больше.

Объектив имеет альтернативное крепление под штатив – "пятку", что является уникальным явлением для объективов с фокусными расстояниями меньше 180мм.

Оба объектива (матовый и глянцевый) обошлись мне на "барахолке" примерно в 150$, но после этого один мой знакомый, придя пораньше на барахолку, отхватил у какого-то лоха чёрный Гелиос-40-2 в идеальном состоянии всего за 1000руб. (ок. 30$). Ну в торговле на вторичном рынке проявлялся и всегда может проявиться "фактор идиота (идиотки)", когда несведущий человек будет продавать ценную вещь за смешные деньги, исходя из своих неадекватных соображений. Среди продавцов самые вопиющие такие случаи даже передаются из уст в уста как предания.

Гелиос-40 1,5 / 85 мм

Ещё в плёночную эру возникла проблема постановки таких объективов на более новые (поздние) фотокамеры, а в цифровую – практически на все. Дело в том, что в более новых камерах (включая цифровые) часть фотокамеры в районе пентапризмы сильно выдаётся вперёд и широкое стопорное кольцо вращающегося альтернативного крепления ("пятки") упирается в эту часть и не позволяет закручивать объектив до конца, вызывая дополнительно ещё и некоторый перекос.

Проблема была мною решена на всех таких объективах путём снятия стопорного кольца, небольшой срезкой углового торца этого кольца с образованием скоса (фаски) с помощью знакомого токаря и возвращением этого кольца обратно. Теперь такие мои объективы ставятся на любую камеру, а небольшая блестящая фаска (срез) еле заметна и нисколько не портит внешний вид (даже наоборот – ещё красивее делает).

Похожая операция для этих же целей была проведена мною на другом проблемном (для современных камер) объективе – Юпитер-6-2 180мм./2,8 (см. соотв. раздел).

 

Гелиос-40-Т 85мм. / 1,5 (СССР)

 

Гелиос-40Т 1,5 / 85 мм

Специальный вариант чёрного лакированного Гелиоса-40, сделанный по спецзаказу для телевидения, о чём свидетельствует буква Т. Достался мне по бросовой цене с нестандартным хвостовиком в виде куска арматуры, который был мною снят и с помощью знакомого токаря переделан на крепление байонет-К (Pentax и совместимые). Качество картинки, выдаваемое этим специальным объективом, понравилось мне чуть больше, чем у его бытовых аналогов на универсальную резьбу М42-Universal.

Вот так – обошёлся в разы дешевле (чуть дороже 50$), а снимает лучше.

И ещё немного хотелось бы рассказать о вышеописанном "старье". В журнале "Фотомагазин" проводился тест оптики портретного фокуса 85мм. Так вот – этот объектив Гелиос-40-2 вообще в тест взят не был, так как на полной светосиле 1,5 даёт слишком резкое изображение, а должен давать мягкое (портретное) и становиться более резким при диафрагмировании, чтобы фотограф мог использовать полную резкость уже не для портретов, а для чего-нибудь другого, поскольку не всегда фокусное расстояние 85мм. используется для портретов. Ну так принято для восемьдесятпяток – разумный компромисс, как говорится.

Поэтому в тест были взяты следующие объективы:

- Canon EF 85мм. / 1,2 USM (8 линз)

- Canon EF 85мм / 1,8 USM (9 линз)

- Minolta AF 85мм. / 1,4 (7 линз)

- Nikkor MF 85мм. / 1,4 (ручная фокусировка (мануал), 7 линз)

- Nikkor AF 85мм. / 1,8 D (6 линз)

- Ну и, наконец, моё вышеописанное "старьё" – Planar 85мм. / 1,4.

Пишу "старьё", поскольку этот объектив был снят с производства в 1996-м году, а остальные объективы более новые и выпускаются поныне. Так вот этот Planar показал наилучшие результаты, давая, как и остальные объективы, портретную мягкость на полном отверстии и взмывая вверх по контрасту и резкости на не досягаемую для остальных объективов высоту при диафрагмировании.

Вообще в тестах "Фотомагазина" всегда, наряду с современными японскими изделиями, берётся даже давно снятое с производства немецкое "старьё", которое почему-то до сих пор выступает эталоном качества и утирает всем нос. Но за такое качество приходится платить более высокую цену при производстве и продаже, поэтому немецкие изделия очень дорогие.

Позже очень ограниченное мелкосерийное производство таких объективов (Рlanar 85мм. / 1,4) было возобновлено, но уже другой фирмой (японской Cosina) для зеркальных камер Nikon, Pentax, Sony (Minolta) и, возможно, каких-то ещё. Японской фирмой Cosina были взяты в ограниченное мелкосерийное производство и другие прославленные цейсовские объективы, но они были переработаны в более бюджетные (удешевлённые) варианты, хотя их цена всё равно остаётся внушительной. Но это уже совсем другая история – посмертная для той "настоящей" фирмы "Carl Zeiss", к сожалению.

 

Super-multi-coated Takumar 85мм. / 1,8 (Япония)

 

Super multi coated Takumar 1,8 / 85 мм

Отличный шестилинзовый объектив на универсальную резьбу М42-Universal от фирмы "Asahi". Картинку со вспышкой даёт даже чересчур резкую и контрастную – смуглая кожа моего отца стала вообще тёмно-вишнёвой. В этом плане наш Гелиос-40 более объективен. В связи с этим возникает желание использовать данный объектив в плохих световых условиях, ожидая, что при плохом освещении он лучше «вытянет» цвета и резкость. Однако это далеко не факт. По моему опыту могу свидетельствовать, что при плохом свете объективы с заметной разницей при хорошем могут снимать примерно одинаково. Под маркой Takumar фирмой "Asahi" выпускалась ещё одна пятилинзовая восемьдесятпятка с чуть меньшей светосилой – Takumar 85мм. / 1,9. По слухам – не менее достойный объектив.

Позднее фирма "Asahi", перейдя на байонет К, выпустила подобный объектив под маркой Pentax (SMC Pentax 85мм. / 1,8), но потом сняла его с производства, заменив на менее светосильный пятилинзовый SMC Pentax 85мм. / 2. Зачем это было сделано не знаю, но, конечно, пятилинзовый Pentax 85мм. / 2 делать проще, чем шестилинзовый Takumar 85мм. / 1,8. Ещё фирмой "Asahi" выпускался более светосильный семилинзовый объектив – SMC Pentax 85мм. / 1,4, но цена на него просто заоблачная (свыше 1000$)

В комплект входит приставная навинчивающаяся бленда. Прыгающая диафрагма (апертура) с удобным репетиром.

Обошёлся мне на "барахолке" примерно в 150$, и похоже это минимум, за который его можно купить.

оптическая схема Super multi coated Takumar 1,8 / 85 мм

 

Super-Takumar 85мм. / 1,9 (Япония)

 

Super - Takumar 1,9 / 85 мм

Более ранний, чем вышеописанный, объектив. Когда фирма "Asahi" придумала новое просветление Super-Multi-Coated и выпустила с ним обновлённую линейку старой оптики, этот объектив был снят с производства и заменён вышеописанным с чуть более высокой (и привлекательной) светосилой (1,8), поскольку наряду с этим объективом уже выпускался чуть более светосильный объектив Auto-Takumar 85мм. / 1,8 и вот именно такой фирма "Asahi" решила перевыпустить с новым просветлением, а этот снять с производства. В результате многим фотографам этот более старый объектив нравится больше и после собственных тестов я понял, что не зря (результат едва ли не лучше).

Типоразмер корпуса и вся механика этого объектива такие же, как в вышеописанном более новом.

Купил у знакомого по цене примерно в 150$, но обычно такие стоят дороже. Внешне потёртый, но линзы в хорошем состоянии.

Super Takumar 1,9 / 85 мм

 

Tc Accura supertel 85мм. / 1,9 (Япония)

 

Tc Accura supertel 1,9 / 85 мм

Бывшее у меня когда-то (но проданное) изделие некогда известной фирмы Accura (с добавочной гордой надписью SUPERTEL), сделанное на систему сменных хвостовиков типа Т2 (у нас А без сердечников). Объектив достался с хвостовиком на старую узкую резьбу М39, которую я превратил в универсальную резьбу М42-Universal простым прикручиванием стандартного повышающего кольца М39-М42-Universal.

Цвета яркие, сочные, резкость в зоне резкости хорошая, а вот в зоне нерезкости имеет место размытие кожи в виде плотного тумана. В других объективах такого смягчающего эффекта можно добиться только с применением специальных дорогих фильтров, и то применительно к воде. Наверное именно об этом свидетельствуют непонятные буквы Тс, обозначающие какой-то особый тип просветляющего покрытия. Посадка линз глубокая – бленду можно не использовать. Объектив полностью металлический, за исключением стекла. Старое добротное покрытие – чёрное и лакированное. Позднее так роскошно уже не красили. По некоторым данным позднее фирма Accura была "превращена" в фирму Sigma.

Обошёлся мне на "барахолке" чуть дороже 50$ и за ту же цену я его продал.

 

Юпитер-9 85мм. / 2 (СССР – Россия)

 

Отличный объектив отечественного производства является клоном старого немецкого объектива Sonnar и в своё время по репарациям мы заполучили не только его оптическую схему, но и компоненты, включая стёкла фирмы "Carl Zeiss", из которых изготавливались первые образцы этих объективов. Многие фотографы предпочитают разыскивать именно такие первые экземпляры. Первоначально эти объективы были некрашеными белыми, потом их начали красить в чёрный цвет и сперва лакировали, а затем перестали. Стёкла позднее также были заменены с цейсовских на отечественные. По общему мнению более поздние объективы стали хуже по изображению. Имеется также множество модификаций этого объектива, которые сильно отличаются по форме (внешнему виду). Первоначально эти объективы делались на узкую резьбу М39 для дальномерных камер (типа Зоркий, ФЭД ...), затем на ту же резьбу для зеркальных камер, а затем и на более широкую М42-Universal для тех же зеркальных камер. Но первая (М39) может быть легко превращена во вторую (М42) с помощью стандартного повышающего кольца, (однако надо помнить, что рабочие отрезки дальномерных и зеркальных камер заметно отличаются и таким же образом несовместимы рабочие отрезки самих объективов). Некоторые объективы были выпущены и на байонеты, но эти байонеты были очень специфическими и малораспространёнными (например байонет дальномерных камер Киев-10, Киев-15). Как правило на такие байонеты для камер "Киев" объективы Юпитер-9 производил "родной" Украинский завод Арсенал (марка "Арсат"). Но сейчас такие объективы выглядят какими-то "бедными родственниками" как по форме, так и по содержанию, да и стоят дешевле всех, поскольку переделка их на что-то более актуальное почти невозможна из-за скрытого внутри и выведенного за заднюю линзу механизма привода диафрагмы (апертуры). Эту диафрагму (апертуру) в камерах Киев-10 и Киев-15 можно было открывать-закрывать только ответным приводом внутри байонета камеры, который был связан с колёсиком с диафрагменными числами на самой камере, при этом у самого объектива вообще отсутствовало кольцо диафрагм (апертур). С такими же байонетами украинским заводом производились также и некоторые другие объективы, например Мир-1 (37мм./2,8), Юпитер-11 (135мм./4) и, возможно, какие-то ещё. Но теперь все они стали "паршивыми овцами", которые мало кому нужны и которых едва ли можно сбыть. Возможно раньше так хотели облегчить работу фотографам, но такой байонет долго не прожил, камеры тоже, а вот гораздо более долговечные объективы "эры железной оптики" оказались непеределываемыми. В принципе более актуальный хвостовик на эти варианты объективов поставить можно, но вот вывести привод диафрагмы (апертуры) наружу, чтобы её там регулировать, да ещё куда-то (не поймёшь куда) приделать диафрагменное (апертурное) кольцо, которое ещё тоже надо как-то сделать, соединить, согласовать, пронормировать, проградуировать – тут даже у меня обе руки опускаются (или поднимаются). Возможно в своё время хотели как лучше, но получилась ерунда.

Но вернёмся к объективу Юпитер-9. У более поздних модификаций этого объектива появилось и многослойное просветление (МС = Multi Coated).

Друг принёс один из старых уже крашеных чёрной краской образцов и качество его изображения оказалось превосходным, едва ли не лучшим среди других восемьдесятпяток.

В основной своей массе объективы Юпитер-9 производились Лыткаринским заводом оптического стекла "ЛЗОС" (www.lzos.ru), но есть гораздо более редкие экземпляры Красногорского завода им. Зверева (КМЗ) и вот они-то как раз более желанные, даже несмотря на то, что производились там очень давно и были некрашеными белыми, да ещё и на более раннюю узкую резьбу М39.  

Объектив пока широко распространён и недорог (от 50$ до 100$) на вторичном рынке.

Юпитер-9 2 / 85 мм

И вот, наконец, купил этот объектив себе на "барахолке" примерно за 50$. Из стареньких чёрных и ещё лакированных экземпляров, но для Юпитеров-9 (как и для многих других) актуально правило: чем старее, тем лучше, даже несмотря на отсутствие у ранних экземпляров многослойного просветления МС (Multi Coated). Объектив сделан ещё на старую узкую резьбу М39, которая легко превращается в универсальную M42-Universal путём навинчивания стандартного повышающего кольца-переходника.

Схема семилинзовая.

Юпитер-9 2 / 85 мм

На фото ещё один купленный за 50$ более поздний экземпляр, который отличается от вышеописанного матовым (не лакированным) покрытием и более поздней резьбой М42 (на неё уже не нужно ставить переходное кольцо-адаптер М39-М42). Имеются более ранние версии этих объективов такой же формы, но белые (некрашеные). Ещё раньше, а также параллельно с ними выпускались некрашеные белые для дальномерных камер, но их форма была другой они были как бы стройнее (тоньше) за счёт более узкого кольца фокусировки и выглядели визуально длиннее. В хвосте этих объективов пряталась выдвигающаяся втулка для работы дальномера. Ещё позднее такие объективы для дальномерных камер начали также красить чёрной краской и эти объективы какое-то время ещё продолжали выпускать параллельно с аналогичными на зеркальные камеры. Ну а последние экземпляры для зеркальных камер (в том числе и с многослойным просветлением МС (Multi Coated)) приобрели резкие рубленые формы с одними прямыми углами.

Юпитер-9 2 / 85 мм

Это последние варианты Юпитеров-9, некоторые были с многослойным просветлением, но внешне отличались только надписью MC на ободе. На фото вариант не МС, но есть точно такой же с надписью МС.

Обошлись на "барахолке" чуть дороже 50$ каждый. Обычно самую высокую цену просят за Юпитер-9 в варианте MC (Multi Coated), но качество например у моего не особо впечатляющее (более впечатляющее у более ранних экземпляров (ну об этом я и так писал выше)).

В общем ассортимент Юпитеров-9 достаточно обширен как по форме, так и по цвету. Ну и ещё надписи то на английском (Jupiter), то на русском (Юпитер). Делаю предположение, что с английскими надписями объективы могли идти на экспорт. Все мои объективы с английскими надписями.

Юпитер-9 2 / 85 мм

На фото ещё один крайне редко встречающийся Красногорский (завода КМЗ) вариант Юпитера-9 на ранние зеркалки ещё с узкой резьбой М39 (накрутил повышающее кольцо М39-М42-Universal). Обычно Юпитеры-9 делал лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС), но изредка попадаются и вот такие очень редкие Красногорские экземпляры. Снял обшивку и частично покрасил чёрной краской в нескольких местах для осовременивания. Выглядеть стал по-дурацки, но это-то как раз всегда актуально и в духе времени.-) Обошёлся чуть дороже 50$.

Юпитер-9 2 / 85 мм

Попадаются также и вот такие экземпляры объектива Юпитер-9, сделанные в исполнении Industrial под специфические цели для каких-то профессиональных установок. Как правило они отдаются за сущие копейки, поскольку их переделка не для слабонервных. Я тоже с таким намучился, купив за 10$. Спиливал торчащие "усы", заднюю часть, зашлифовывал шкуркой, поскольку рабочие отрезки таких хвостовиков слишком сильно не совпадают со стандартным бытовым форматом 45,5 см. (они значительно короче). Потом просил знакомого токаря обточить под хвостовик и сделать стопорные винты. Знал бы не брал бы, чтобы самому не мучится и токаря не мучить. К тому же использовать его не совсем удобно, да и видок у него слегка недоделанный, даже несмотря на разноцветные металлы. Но как вариант для бедных со знакомыми токарями сойдёт, хотя пока цена на полноценные бытовые варианты не слишком высока и доступна многим.

Sonnar 2 / 85 мм

 

MC Rolleinar 85мм. / 2,8 (Германия-Япония)

 

MC Rolleinar 2,8 / 85 мм

Объектив японского филиала немецкой фирмы Rollei ещё "темнее", чем предыдущий (Юпитер-9 85мм. / 2), и на таком небольшом фокусе это малопривлекательно, но уж качество изображения я ожидал получше. Подобные объективы немецкие фирмы Rollei и "Carl Zeiss" выпускали под названием Sonnar на байонеты Yashica/Contax (фирм Yashica (Япония) и Contax (Германия)) и QBM-1-4 (фирм Rollei (корпуса Rolleiflex) и "Carl Zeiss" (корпуса Voitlander)). Просветления эти фирмы также обозначали по разному: - японцы из немецкого филиала предпочитали общепринятое обозначение MC (Multi Coated), немцы из фирмы Rollei "сочинили" своё название HFT (High Fidelity Transfer = Высокоточная Передача), а немцы с фирмы "Carl Zeiss" "дошли" до обозначения T* (что означает не знаю, но наверное "Звёздный Трансфер!").

Объектив не мой друг принёс на тестирование вместе с корпусом Rolleiflex, поскольку объектив имеет соответствующий байонет QBM. Схема четырёхлинзовая.

 

Telor 85мм. / 2 (Германия)

 

Telor 2 / 85 мм

Немецкий объектив Telor был настолько популярен, что помимо бытового фотографического формата применялся в различных студийных, телевизионных и промышленных установках и, будучи выдранным оттуда в нестандартной оправе, – стоит существенно дешевле, чем стандартный фотографический вариант.

Многие наши хорошо зарекомендовавшие себя объективы так же использовались в нестандартных исполнениях. Я уже упоминал Таир-3Т, Юпитер-21Т и Гелиос-40Т для телевидения, но и столь же популярный отечественный клон немецкого объектива Юпитер-9 (85мм. / 2) я так же видел в нестандартном варианте для нужд армии в соответствующей боевой (зелёной) раскраске и с нестандартным креплением на какую-то военную установку.

Такой же нестандартный вариант объектива Telor (85мм. / 2) по невысокой цене (около 20$) приобрёл и я, а позже прикупил для него узел фокусировки ("червяк"-геликоид) с универсальной резьбой М42-Universal, вывинтил линзовый блок из оправы Industrial и ввинтил в новую бытовую. Суммарно всё обошлось мне около 50$. Обычно уже готовые переделанные варианты этого объектива стоят в районе 100-150$, а чисто бытовые ещё дороже.

После тестовой съёмки результат получился едва ли не лучше, чем у нашего Юпитера-9 (85мм. / 2), который я описал ранее.

Telor 2 / 85 мм

Ещё один линзовый блок объектива Telor 85мм. / 2 был куплен мною задёшево (около 10$) и встроен в имеющийся у меня подходящий червяк-геликоид с помощью знакомых токаря и слесаря. При этом поскольку червяк-геликоид был слишком гол (даже разделялся на две части без ограничителя) – токарю пришлось вытачивать всю обшивку и ограничительные кольца (ну разумеется – по моим чертежам и под моим чутким руководством:-). Хвостовик был взят стандартный на универсальную резьбу М42-Universal из моего набора стандартных хвостовиков. Получилось вполне себе фирменно. Единственный недостаток – ненормированная диафрагма (апертура), то есть она открывается закрывается полностью, но её точные промежуточные значения не известны. В принципе это может доставлять неудобства только при съёмке со вспышкой, где нужны точные значения. Ну а без вспышки проблем не будет.

Оба линзовых блока – в очень хорошем оптическом состоянии, но это бывает далеко не всегда. Эксплуатация Telor-ов в спец-установках (с которых они сняты) и агрессивных средах нередко приводит к повреждениям, например просветления, даже если они и заметны под определённым углом. И это сильно влияет на качество изображения в худшую сторону, о чём свидетельствуют многие люди, снимавшие этим объективом. Другим людям линзблоки попадаются в лучшем состоянии и они отмечают очень хорошее качество работы этого объектива. Присоединяюсь к этим людям и отмечаю отличное качество работы обоих моих Telor-ов – как минимум не уступающее лучшим восемьдесятпяткам.

Telor 2 / 85 мм

  Это ещё один объектив Telor 85мм./2, но уже переделанный на байонет К (Pentax). Когда-то купил ещё один линзблок примерно за 20$, потом купил червяк-геликоид примерно за 10$, но его отверстие в основании было слишком широким для проточки универсальной резьбы М42-Universal, поэтому пришлось делать байонет К (Pentax), поскольку отверстия байонетов шире, а запаса металла хватало. Токарь проточил все плоскости, канавки, соединительные резьбы (например для ввинчивания линзблока, защитной светоловушки байонета), сделал всю обшивку (муфту фокусировки с накаткой, диафрагменно-апертурное кольцо, все изолирующие и ограничительные кольца (чтобы червяк-геликоид не выпадал и туда ничего не попадало)), фрезеровщик вырезал крылья байонета и паз для фиксации штыревым замком байонета камеры, а слесарь закрепил всё что надо было винтами с высверливанием отверстий, проточкой резьб и зенковкой под шляпки впотай (заподлицо), где надо было.

Получилось вполне себе ничего – "дико, но симпатично", а главное функционально. Суммарно с работой можно считать, что объектив обошёлся мне примерно в 50$. Отдельно тестировать нет смысла, поскольку результат будет подобен результату вышеописанных аналогов.

 

Canon FL-M42 85мм. / 1,8 (Япония)

 

Canon 1,8 / 85 мм

Объектив на старый байонет Canon-FL, переделанный мною с помощью знакомого токаря и слесаря на универсальную резьбу М42-Universal. Байонет Canon-FL – это более ранний совместимый вариант байонета Canon-FD, где диафрагма (апертура) открывается-закрывается вручную и для удобства обхвата расположена ближе к передней линзе, где также находится и её привод – диафрагменное (апертурное) кольцо, а точнее два кольца – одно для установки точных числовых значений, а второе – для быстрого переключения с установленного значения на открытое и обратно. По такому принципу работала в то время неавтоматических диафрагм (апертур) почти вся оптика, в том числе и резьбовая (например, отечественного производства). В более позднем байонете Canon-FD диафрагма (апертура) стала уже автоматической (прыгающей), с передачей в камеру её установленных значений и визировании при максимальной светосиле. При этом дифрагма-апертура вместе с соответствующим кольцом переместилась ближе к хвостовой части объектива. Позже на байонете Canon-FD начала появляться и другая автоматика (например приоритет выдержки (скорости затвора)), но при переходе к автофокусу байонет фирмой был изменён на совершенно другой (EF) и старые объективы с байонетом FD (FL) перестали подходить к новым камерам.

А оптика была хороша и по многочисленным сведениям – это была вершина качества фирмы Canon.

Теперь, чтобы воспользоваться этой замечательной оптикой, надо либо искать старые ещё работающие корпуса камер на старый байонет (FD, FL), либо переделывать на что-то более актуальное, поскольку старые корпуса камер в рабочем состоянии скоро будет вообще не найти. Я такую переделку осуществил на универсальную резьбу М42-Universal и она прошла не очень легко, поскольку чем короче фокусное расстояние оптики, тем сложнее подтачивать объектив сзади для обеспечения рабочего отрезка на новых камерах, ведь рабочий отрезок старой оптики Canon меньше на 3мм. (42мм. против 45мм.). Поэтому для ещё более короткофокусной оптики эта задача ещё более трудновыполнима, если выполнима вообще.

Вообще, в эру железной (доавтофокусной) оптики фирма Canon была чуть ли не самой передовой и качественной. Например, фирма активно использовала тогда ещё стеклянную асферику, выпустив много разных объективов с добротными стеклянными асферическими линзами (а не полупластмассовыми гибридными, которые стали делать позднее). Для линз с такими стёклами даже был образован целый класс оптики с обозначением L и красным ободом, который есть и сейчас, но сейчас это совсем другая одно-двухразовая пластмассовая оптика. А в те времена железной оптики объективы делались на века. Но потом фирмы опомнились и спохватились. В оптике класса L (люксовской) также применялись особо сверхнизкодисперсионные стёкла ED (Extra-low Dispersion = Сверхнизкая Дисперсия) с "вершиной" в виде старого проверенного флюорита и соответствующей надписью Fluorite Lens. Ещё одной (правда гораздо более поздней) новинкой фирмы Canon стала дифракционная плоская линза, а объективы с такой линзой получили приставку DO (Difraction Optics = Дифракционная Оптика). Её я немного описал в разделе вспышки в описании линзы Френеля на одну из вспышек и даже нарисовал там схему работы такой плоской линзы. Если не судить меня строго, то в грубом приближении я скорее всего сильно не ошибся.

А что касается восемьдесятпяток (85мм.), то в дополнении к этому объективу (85мм. / 1,8), который постоянно перевыпускался в новых улучшенных вариантах байонетов и/или просветлений, фирмой выпускался также ещё один объектив такого же фокуса (85мм.), но с экстремальной крайне редкой светосилой 1,2. И вот под конец эры железной оптики этот объектив 85мм. / 1,2 был выпущен уже со стеклянной асферикой, улучшенным просветлением S.S.C. (Super-Spectral-Coating = Сверхширокополосное Просветление), со значком L (Luxury = Люкс) и красным ободом. Цена на такой объектив, даже несмотря на неактуальность байонета, – по-прежнему заоблачная, но не хуже можно снимать и этим (85мм. / 1,8). В нём конечно нет асферики, но на такой светосиле она заметных преимуществ не даёт, а что касается улучшенных просветлений, то просто надо избегать экстремальных световых условий (например бьющего навстречу света), в которых улучшенные просветления могут дать некоторые преимущества.

По окончании эры "железной оптики" объективы с такими параметрами (85мм./1,8, 85мм./1,2) начали выпускаться уже в пластмассовом автофокусном исполнении на новый байонет Canon-ЕF, но это уже пересчитанная под автофокус оптика с гораздо меньшим ресурсом и худшими результатами (при прочих равных условиях). Ну разве что теперь можно быстро фокусироваться в автоматическом режиме, что даёт преимущества только при съемках каких-нибудь быстро движущихся объектов (особенно – на Вас:-(!).

Объектив обошёлся мне на барахолке примерно в 100$ и результат тестовой съёмки получился великолепный. Позднее объектив был мною продан по цене покупки + цена переделки. И так у меня достаточно восемьдесятпяток.

 

Nikkor F(Н)-М42 85мм. / 1,4 (Япония)

 

Nikkor 1,4 / 85 мм Япония

Светосильный портретник, переделанный мною на универсальную резьбу М42-Universal с безущербной возможностью возврата старого хвостовика (AI-навесы (зацепы) на кольце диафрагм (апертур) также сохранены). Теперь его можно ставить куда угодно. Объектив с частичной внутренней фокусировкой, а точнее с задней плавающей линзой (линзблоком).

Объективы вообще-то, как правило, рассчитываются для максимально качественной работы на некоторой усреднённой дистанции (где-то посередине между минимумом и бесконечностью), а на краях дистанций происходит некоторый спад. Но на некоторых объективах некоторыми фирмами с какого-то времени для равномеризации характеристик начали применяться системы с плавающими линзами (линзблоками). В данном объективе плавающая линза (линзблок), судя по всему, используется для улучшения (как минимум не ухудшения) показателей качества на близких дистанциях, что более актуально для портретников.

Это потребовало усложнения оптико-механической схемы объектива и задняя линза была посажена на дополнительный червяк-геликоид. Чисто визуально видно, что во время фокусировки при перемещении переднего линзблока он двигается не вращаясь, а вот задняя линза (линзблок) следует за ним, но при этом вращается, вдвигаясь и выдвигаясь, скорее всего, с некоторой неравномерностью (неэквидистантностью), заданной направляющей червяка-геликоида.

При этом, конечно, всё масло с червяка-геликоида прекрасно попало на линзу с внутренней стороны и пришлось снимать червяк-геликоид с линзой (отметив заход для последующего корректного вкручивания) и чистить линзу. Конечно масло для хорошей работы-червяка геликоида нужно, но это чревато такими вот последствиями при таких оптико-механических схемах. Пока вроде больше ничего не стекает, поскольку при протирке много масла было мною удалёно (платок, протирающий линзу, задевал стенки червяка-геликоида). Оставшегося масла вроде хватает для плавного хода.

Выше я писал про тесты портретников (85-90мм.) журналом Фотомагазин, в котором лидером выступает вышеописанный Carl Zeiss Planar 85мм. / 1,4. Но этот Nikkor от него отстаёт не сильно, что отмечено тем же журналом и соответствующими графиками ЧКХ (Частотно-контрастных характеристик). Кстати, например, в немецком объективе Carl Zeiss Sonnar 180 мм. / 2,8 также применяется подобная схема с плавающей линзой (линзблоком) для улучшения работы (как минимум не ухудшения) на ближних дистанциях.

Тест ЧКХ Частотно - контрастные характеристики

Пояснения: Красная - 10 линий на мм., зелёная - 20 линий на мм., синяя - 40 линий на мм. Сплошная - сагиттальная (радиальная), пунктир - тангенциальная (концентрическая) миры.

Схема объектива семилинзовая, а точнее 7 линз/5 групп. Более поздние объективы AI-s серии (как этот) были уже с многослойным просветлением, которое фирма обозначала по своему как SIC (Super Integrated Coating = Сверх Интегрированное Покрытие).

Обошёлся на "барахолке" примерно в 500$.

Снимать этим объективом я пока не пробовал, но думаю что всё будет не хуже, чем у Planar-а (85мм./1,4), тестированного ранее.