АПО Таир-1 300мм. / 4,5 (СССР)
Таир-3ММ 300мм. / 4,5 (Россия-Япония)
MC АПО Телезенитар-K 300мм. / 4,5 (СССР-Россия)
Super-Takumar 300мм. / 4 (Япония)
Super-Multi-Coated Takumar 300мм. / 4 (Япония)
SMC Pentax 300мм. / 4 (Япония)
Super-Komura 300мм. / 5 (Япония)
Weltblick 300мм. / 5,6 (Япония)
Accura supertel 300мм. / 5,5 (Япония)
Accura diamatic 300мм. / 5,5 (Япония)
Seimar-Donnex MD-K 300мм. / 5,5 (Япония)
MC Sears-K 300мм. / 5,6 (Япония)
MC Revuenon-K 300мм. / 5,6 (Япония)
RMC Tokina K/AR-M42 300мм. / 5,6 (Япония)
MC Sonnar 300мм. / 4 (Германия (ГДР))
MC Prakticar 300мм. / 4 (Германия)
MC APO Arsat Яшма - 4Н 300мм. / 2,8 (Украина)
Объективы с фокусным расстоянием 300мм. пользуются более высоким спросом. Они уже достаточно компактные, менее требовательны к свету, а их мощное приближение (шестикратное для формата кадра 24мм. на 36мм.) позволяет качественно снимать, к примеру, спортивные соревнования или животных (фотоохота). Недаром один из самых лучших объективов-трёхсотников Таир-3 был выпущен в варианте «фотоснайпер» (Таир 3-ФС) с лафетом, прикладом и камерой.
Прародителем многих телеобъективов стал телеобъектив Даллмейера.
Вот что пишет по этому поводу журнал Фотомагазин (9, 2001):
...
Много раньше появился телеобъектив Даллмейера. В нём дополнительная группа линз решала противоположную проблему (противоположную широкоугольникам) нехватки пространства позади объектива. Эта группа позволила уменьшить физические размеры оптики при сохранении фокусного расстояния, и теперь педанты различают истинные телефотообъективы и длиннофокусные объективы без телефотоконструкции. Простые длиннофокусные объективы могут быть резче и контрастнее, чем истинные телеобъективы, поскольку в них нет дополнительной группы линз, зато они гораздо длиннее.
...
Отечественный объектив Таир-3В 300мм. / 4,5 когда-то получил гран-при на международной выставке в Брюсселе. И по сей день он остаётся эталонным по качеству получаемого изображения среди объективов с фокусом 300мм. и светосилой в районе 4. Имеет систему сменных хвостовиков А типа (типа импортных Т2, но без сердечников). У меня он с хвостовиком на универсальную резьбу М42-Universal, но есть хвостовики КП-А/Н (на Nikon) и Т2-К (на Pentax). Оптическая схема этого объектива состоит всего из трёх (!) линз, что является редким явлением, поскольку другие фирмы стараются уменьшить длину оптической системы путём добавления в неё дополнительных линз. Аналогом этого объектива является старый Takumar 300 / 4, который имеет в своём составе также 3 линзы.
Из-за этого объектив Таир-3 (как и Takumar) является рекордным в длину и довольно громоздким, но зато изображение получается максимально качественным.
Объектив имеет встроенную выдвижную бленду и альтернативное крепление «пятку» аж на два (!) стандартных диаметра резьбы штативных головок, хотя один может быть легко превращён в другой посредством стандартного переходника. Ещё такие объективы комплектовались солидными передними навинчивающимися железными (!) крышками. (Иногда и задние (!) крышки делались металлическими).
Обошёлся мне в своё время на "барахолке" примерно в 30$ и такие объективы были не редкостью – везде лежали и плохо продавались даже за очень маленькие деньги. В последнее время ситуация стала меняться – они стали более редки в продаже и цена на них пошла вверх. Но объяснить это можно тем, что хотя в своё время таких объективов было сделано довольно много, их производство было давно прекращено и они постепенно "рассосались". Позднее этот объектив довольно долго выпускался в весьма спорном исполнении в комплекте "Фотоснайпер" вместе с прикладом, лафетом и камерой. В таком слишком специфическом исполнении с нестандартным креплением к камере, механизмом наводки на резкость, приводом диафрагмы (апертуры) я никому не рекомендую его брать. Лучше брать более старые версии.
В своё время к производству был подготовлен модернизированный вариант этого объектива – АПО Таир-1, в котором линзы предполагалось делать из более низкодисперсионного стекла (и таким образом повысить его разрешающую способность), но в массовое производство этот объектив так и не пошёл. Скорее всего цена на такой объектив взмыла бы вверх, а вот преимущество могло бы быть не так заметно.
Довольно старый объектив, но буква Т и маленький серийный номер говорит о его эксклюзивном исполнении для телевидения (Т – телевизионный). По виду он как старый Таир-3 с надписью "Гран-при Брюссель", но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторые различия: - выдвигающаяся встроенная бленда, штативная пятка-площадка под две резьбы, плоская площадка-лимб вокруг передней линзы со всеми надписями, включающими букву П (Просветлённый). В общем – это гарантированно хороший экземпляр, поскольку государственное телевидение (другого не было) раньше много снимало на фото-кино-плёнку и результат такой съёмки не должен был вызывать нареканий, да и вообще – многие фотографы (из тех что пробовали все экземпляры Таиров-3) отмечают более высокое качество работы старых Таиров в сравнении с более новыми. Оптически вполне допускаю, но и механически гораздо удобнее и легче выдвигать один цилиндр с линзблоком, чем опосредованно один через другой, как в более поздних версиях.
Кстати, такая ранняя более простая механическая конструкция ещё дополнительно делает объектив компактнее и легче, а также проще и удобнее в работе и обслуживании, хотя дизайн явно выдаёт некоторую архаику. Но это – дело вкуса – очень многие как минимум не против стиля Ретро.
Обошёлся мне не дороже любых старых и новых Таиров-3, которые стоят сейчас в районе 100$. Качество работы по результатам теста на плёнку – очень хорошее.
АПО Таир-1 300мм. / 4,5 (СССР)
Полное название АПО Таир-1А с системой сменных хвостовиков А-типа (аналог импортной Т2, но без сердечников). У меня он с хвостовиком на универсальную резьбу М42-Universal, но есть хвостовики КП-А/Н (на Nikon) и Т2-К (на Pentax). Объектив планировался на смену объективу Таир-3 как улучшенный вариант с флюоритовыми низкодисперсионными линзами и пересчитанной под эти линзы пятилинзовой схемой. Качество улучшилось до 60 линий на миллиметр против 35-40 у других Таиров (в соответствии со старыми условиями теста разрешающей способности). Для различия объективы было решено назвать Таирами-1, хотя чисто внешне Таир-1 и Таир-3 (А/В-версии) почти не различаются. Но объектив оказался слишком дорог и сложен в изготовлении, поэтому планы его массового производства были пересмотрены и была выпущена лишь опытная партия, а затем опять вернулись к производству более дешёвого трёхлинзового Таира-3 вплоть до момента прекращения всего оптического производства.
В ответ на АПО Таир-1 другой производитель (Красногорсий завод им. Зверева (КМЗ)) какое-то время (очень ограниченно) выпускал не менее высокоразрешающий (60 линий) объектив АПО Телезенитар-К 300мм./4,5 (см. ниже), но он ещё более многолинзовый (7 линз), с частичной внутренней фокусировкой и механически менее безупречный. Он как бы более расхлябанный и при этом как за корпус приходится слегка опасаться (есть ощутимые люфты), так и задняя линза как бы подпружинена (люфтит вдоль оптической оси на очень сложном крепеже) из-за частичной задней внутренней фокусировки. Поэтому если что (загрязнения даже в районе диафрагмы-апертуры) – хрен до чего легко доберёшься.
Всё-таки конструкция Таиров-3 (старых и А/В версий) более, в лучшем смысле этого слова, утюговая.
Объектив протестирован и качество его работы просто замечательное (отличная резкость, сочные цвета) и уж если и снимает что-то лучше, чем Таир-3, то это его усовершенствованная версия АПО Таир-1.
Таир-3ММ 300мм. / 4,5 (Россия-Япония)
Громоздкость и вес отечественного объектива Таир-3, как правило, отпугивают покупателей (а особенно покупательниц), поэтому предлагаю вашему вниманию модернизированную мною (ММ) версию знаменитого объектива. Когда-то по бросовой цене металлолома я купил японский объектив четырёхсотник Beroflex 400мм. / 6,3 и решил пересадить в него линзы от объектива Таир-3, который я тоже купил подешевле с хорошими линзами, но с сильно испорченным корпусом.
Вообще-то сейчас даже довольно тёмные объективы четырёхсотники со светосилой 6,3 стали стоить недёшево и такой объектив можно было бы сохранить или продать. Но тогда я просто описал бы здесь этот объектив без всякого выпендрёжа, а так вызову у Вас бурю эмоций типа: - "Во придурок!".
Из объектива четырёхсотника Beroflex были выкинуты все линзы, переднее крепёжное кольцо для линз этого объектива было скошено с тыльной стороны, чтобы отцентровать передний линзовый блок из двух линз Таира, поскольку в горлышке четырёхсотника они ощутимо люфтили. Заднюю линзу Таира в родной оправе пришлось зажимать в специально выточенной дополнительной оправе из двух подходящих по диаметру удлинительных колец, которые ввинчиваются в тыльную сторону объектива четырёхсотника на дополнительно проточенной знакомым токарем резьбе.
Это было сделало для сохранения чернения объектива вдоль всей внутренней поверхности, точной центровки и плоскостности, а также возможности всё регулировать, демонтировать и до всего добраться.
Заднюю часть объектива четырёхсотника пришлось ещё подрезать под новый фокус и смонтировать хвостовик. Получился гораздо более компактный и лёгкий объектив Таир-3, да ещё и более надёжный, поскольку состоит всего из двух раздельных частей (вместо привычных трёх (с одной промежуточной)) – передней вращающейся и перемещающейся для фокусировки вдоль червяка-геликоида вместе со всеми тремя линзами Таира и задней неподвижной, крепящейся к камере. При этом две ответные многозаходные резьбы червяка-геликоида находятся на этих самых двух частях.
Качество работы этого перелицованного Таира-3 оказалось превосходным и эталонным в сравнении с остальными трёхсотниками (сам удивился) и можно было бы предложить такой облегчённый компактный вариант для производства, но теперь предлагать некому – всё гражданское фотографическое производство в России давно прекращено (ну это же не нефть с газом выкачивать).
Хотя более старые Таиры-3 (с надписью "Гран-при Брюссель") примерно с такой механикой и изготавливались, хотя выглядели более архаично (см. Таир-3Т выше).
Похоже тот же пресловутый Таир-3, только какой-то специализированный. А может и не специализированный, а просто очень старый, для старого комплекта "фото-снайпер", отсюда и аббревиатура ФС (фото-снайпер). Такие когда-то выпускались аж с оружейными прикладами (даже деревянными). Эти экземпляры в полном комплекте (с прикладом, лафетом и курковым приводом) довольно редки и стоят очень дорого.
Правда на этом объективе хвостовик был какой-то специальный и похоже байонетный (с каким-то неизвестным байонетом, отсвечивающим чужеродным светлым никелевым цветом). Байонет демонтировал и с помощью знакомого токаря подогнал из макро-колец подходящее кольцо-хвостовик с резьбой М42-Universal для постановки на любые камеры. В переднюю оправу был вкручен какой-то специальный фильтр с глубокой донной резьбой в нижней части, поскольку вокруг передней линзы объектива резьба располагалась очень глубоко и туда обычный фильтр не вкрутить (длины резьбы обычного фильтра не хватит, чтобы дойти до резьбы объектива). Да и размеры резьбы какие-то нестандартные. Поэтому вкручивается только такой родной фильтр. Фильтр был оранжевый и на оправе была надпись ОС-2. Думаю ОС расшифровывается как оранжевое стекло, рассчитанное, по-видимому, ещё на чёрно-белый монохромный фотоматериал (ибо для цветного оранжевому стеклу делать нечего, а для ч/б оранжевое стекло что-то там такое улучшает в каких-то случаях (и это вроде случаи полевой съёмки по военному называемой "зелёнки")). Объектив мне продавец и рекламировал как какой-то военный. Стекло вынул и оно оказалось толстенное (примерно в 2см. толщиной). Из оправы фильтра сделал бленду, но она оказалась не очень глубокой, поэтому попросил токаря подточить уже имеющуюся отдельную бленду под вставку в оправу для фильтра.
Чисто визуально без проблем и думаю снимать будет как любой другой хороший Таир-3. Обошёлся на "барахолке" чуть дороже 50$.
MC АПО Телезенитар-К 300мм. / 4,5 (СССР – Россия)
Отечественный объектив, выпускавшийся Красногорским механическим заводом им. Зверева (КМЗ www.zenit-foto.ru). Объектив более новый, чем Таир-3, и принципиально другой. Он уже семилинзовый, за счёт чего стал удивительно компактным в длину (его можно спутать с двухсотником). Линзы объектива изготовлены из сверхнизкодисперсионного лантанового стекла (из-за чего он и получил приставку АПО) и имеют многослойное просветление (МС = Multi Coated).
Однако всё это не привело к радикальному улучшению качества изображения этого объектива по сравнению с более ранним объективом Таир-3 и по этому параметру они примерно сопоставимы. Конечно можно спорить, что лучше – 40 линий на мм. или 60, но это какие-то устаревшие тесты, по которым раньше судили объективы и судили не лучшим образом. По тем тестам иные объективы и с 20-ю линиями на мм. снимали не хуже (а то и лучше). Потом подоспели тесты по ЧКХ (частотно-контрастным характеристикам), которые были более объективными, хотя и не исчерпывающими. Конечно в старых тестах тоже подразумевался какой-то контраст только при указанных линиях на мм., но этот контраст не указывался (а возможно и не учитывался) и такие тесты едва годились только при сравнении числа линий разных объективов с этим одинаковым неуказанным (не учитываемым?) контрастом. А таким стандартизованным только у нас тестам подвергалась лишь отечественная оптика и для сравнения с зарубежной надо либо их оптику тестировать нашими устаревшими тестами, либо нашу оптику тестировать по современному (по ЧКХ) и тут уж изволь предоставить информацию по контрасту на 10, 20 и 40 линиях на мм. в процентах и на разных значениях диафрагм (апертур), включая открытую. И вряд ли на 60 линиях контраст будет намного выше нуля процентов. Да на таких линиях вообще контраст не тестируют, чтобы не вводить логарифмическую шкалу. Ограничиваются сорока линиями на мм. и дай Бог на них получить более менее приличный контраст (хотя бы 50%).
Объектив уже не имеет универсальной резьбы М42-Universal, а рассчитан на присоединение к корпусам с байонетом К (Pentax и совместимые). Напомню, что Красногорский механический завод им. Зверева (КМЗ) взял для своих более поздних аппаратов «Зенит» и оптики именно такое крепление. Впрочем такой же байонет (К-Pentax) был как бы централизованно принят и всей российской промышленностью для выпуска некоторых байонетных камер и оптики.
Объектив снабжён встроенной выдвижной блендой, а вот альтернативного крепления («пятки») из-за своих компактных размеров не имеет. Нарекания заслуживают нечернёные грубо зашлифованные лепестки диафрагмы (апертуры), что является не лучшей отличительной чертой почти всех объективов СССР и России после перехода как на резьбовые, так и на байонетные механизмы автоматических прыгающих диафрагм (апертур). Объектив с частичной внутренней фокусировкой, при которой передний линзовый блок выдвигается-вдвигается без вращения, а вот задний при этом вращается, что невозможно сделать в едином линзовом блоке (как в более простых объективах) и для этого линзблоки должны быть разделены и завязаны на более сложную механику. Оптически такие схемы также сильно зависят от этой механики и деградируют вместе с ней, в случае чего (перекосы, люфты, болтанка). При протирке задней линзы уже чувствуется, как она подпружинено болтается вверх-вниз как на шарнирах, что вызывает некоторое беспокойство за дальнейшую судьбу такой оптомеханики.
Обошёлся мне в своё время на "барахолке" дешевле 200$ в абсолютно новом запечатанном состоянии, между тем как новые экземпляры с завода продавались по цене около 450$. В магазины такой объектив не поступал из-за своей дороговизны. Единственный магазин, в котором он продавался, был магазин при Красногорском заводе (КМЗ) и там он продавался уже с наценкой и стоил около 500$.
Super-Takumar 300мм. / 4 (Япония)
Объектив фирмы «Asahi» с присоединительной универсальной резьбой М42-Universal. Разработан знаменитым инженером Такуми Кадживара, изделия которого по праву стоят в одном ряду с лучшими мировыми образцами оптики. Оптическая схема пятилинзовая, из-за чего объектив имеет довольно компактные в длину размеры. В продаже я видел более ранний трёхсотмиллиметровый объектив того же автора (и той же фирмы), который обозначался просто как Takumar. Он был более громоздким в длину (видно линз там поменьше) и выглядел довольно архаично. Хотя допускаю, что качеством он получше.
Объектив даёт очень хорошее изображение. Имеет прыгающую диафрагму (апертуру) с репетиром, встроенную выдвижную бленду и альтернативное крепление («пятку»).
Обошёлся мне в своё время около 200$. Купил у знакомого.
Предшественник этого объектива был вообще трёхлинзовым:
Super-Multi-Coated Takumar 300мм. / 4 (Япония)
Дальнейшее усовершенствование предыдущего Такумара пошло по пути нанесения на оптические поверхности многослойного просветления, которое фирма «Asahi» разработала по заказу NASA для покрытия иллюминаторов космических кораблей. К тому же в хвостовике объектива появился дополнительный поводок (бегунок) для передачи значений диафрагм (апертур) в более поздние корпуса фирмы Pentax. Такая усовершенствованная резьбовая система характерна для всех объективов Takumar, начиная с серии Super Multi Coated и заканчивая последней серией резьбовых объективов с просветлением SMC.
Как я уже объяснял в своём учебнике по фото, многослойное просветление имеет преимущество перед другими только в редких экстремальных ситуациях, поэтому качество изображения как предыдущего, так и этого объектива, сопоставимы. Но, по правде говоря, изображение предыдущего более раннего Такумара мне нравится чуть больше.
Обошёлся мне в своё время на "барахолке" около 200$.
SMC Pentax 300мм. / 4 (Япония)
После перехода фирмы «Asahi» на байонет K, старые разработки инженера Такуми были постепенно заменены на новые, а объективы стали выпускаться под маркой Pentax. Было всего несколько старых объективов Takumar, которые были перевыпущены на новое крепление (байонет К). Это имеющийся у меня объектив Takumar-K 135 мм. / 2,5 и объектив Takumar-K 55 мм. / 1,8, а также возможно были какие-то ещё (которых у меня нет). Были также ранние байонетные так называемые К-серийные экземпляры, которые оптосхемно копировали свои резьбовые (М42-Universal) аналоги под маркой Takumar.
Все остальные – новые разработки фирмы «Asahi», с большими или меньшими заимствованиями у старых. А впрочем некоторые схемы (особенно короткофокусных объективов) могли оставаться неизменными от серии к серии.
Данный объектив (SMC Pentax 300мм. / 4) стал уже семилинзовым, с двумя склеенными линзовыми компонентами. При этом короче своих трёхсотмиллиметровых предшественников (Такумаров) он почему-то не стал, а вот «пятка» (альтернативное крепление) у него исчезла совсем (!), что для такого достаточно длинного объектива как минимум нонсенс, а как максимум – свинство со стороны фирмы! Но, как я уже объяснял в своём учебнике по фото – удешевление производства требует жертв. Поэтому пришлось докупать к этому объективу чисто сантехнический хомут подходящего диаметра и с на удивление подошедшей под штативную головку резьбой. Получилось, правда, не слишком эстетично, зато дёшево, надёжно и практично.
Что касается, собственно, качества получаемого изображения, то изображение у этого объектива показалось мне несколько смягчённым (видно сказалось добавление двух линз), хотя всё ещё хорошим, но более старые Такумары мне нравятся больше. Вот такой вот «прогресс».
Кстати – тут у Вас может возникнуть вопрос – а зачем было добавлять две дополнительные линзы и делать семь, если прежняя пятилинзовая схема работала прекрасно?
Тут я могу быть не совсем точным, но кое-что из дошедшего до меня я проанализировал и сделал следующие выводы:
Дело в том, что фирме гораздо проще, дешевле и быстрее бывает отштамповать (при температуре и давлении) две тонкие линзы, нежели варить одну толстую, а потом её формовать и шлифовать. При этом изображение, даваемое этими двумя штампованными линзами, будет хуже, чем одной сваренной, сформованной и отшлифованной, зато фирме это будет гораздо выгоднее. Ещё фирме бывает выгоднее заменить одну линзу из дорогого стекла на две из дешёвого. Опять же качество пострадает, но так выгоднее для фирмы. Ну – про необходимость с ростом конкуренции удешевлять товар за счёт качества я уже объяснял в своём учебнике по фото.
И ещё немного про «прогресс» в просветлении. На более поздних объективах фирмы «Asahi» вместо надписи Super Multi Coated начали писать сокращённо SMC. Однако фирма «Asahi» начала объяснять, что это улучшенное просветление и расшифровывается не как Super Multi Coated, а как Seven Multi Coated (семислойное (!) просветление).
Объектив имеет встроенную выдвижную бленду.
Обошёлся мне в своё время около $300. Купил у знакомого.
А вот здесь самый поздний мануальный (не автофокусный) объектив серии А (с доп. контактами под все авторежимы (кроме автофокуса)) для более поздних (включая самые поздние) плёночных камер, а также новых цифровых. Но это не просто А-серийный объектив (как называют такие объективы), а так называемый звёздный А-серийный (со звездой, а не со звёздочкой, как на компьютере). Я уже выше писал, что К-серия – это клоны резьбовых (М42-Universal) предшественников Такумаров, перевыпущенные уже на байонет K-Pentax (но без доп. контактов). Более поздняя серия была уже М-серией с другими позже разработанными оптическими схемами, а вот потом пошла А-серия с доп. контактами и в этой А-серии были выпущены ещё и звёздные объективы (с дополнительным символом в виде звезды). К-серия (клоны резьбовых предшественников Такумаров), перевыпущенная на байонет К-Pentax (но без доп. контактов), считалась очень хорошей, поскольку хороши были резьбовые (М42-Universal) предшественники Такумары, от которых К-серийные экземпляры не отличались оптосхематически. Более поздняя М-серия, преимущественно с новыми оптическими схемами, подверглась более жёсткой критике по причине её меньшей качественности в плане изображения (по механике вроде бы всё по прежнему оставалось неплохо и даже кое что улучшилось (например в длинных объективах сделали выдвижные встроенные бленды)).
А вот самая поздняя предавтофокусная А-серия заслужила больших похвал, даже абстрагируясь от звёздных экземпляров и наличия доп. контактов, с которыми теперь даже цифровые камеры вполне успешно взаимодействуют в плане всех режимов и их отображения на всех дисплеях. Оптосхематически А-серийные объективы были снова изменены, хотя и не все (надо смотреть конкретнее). В данном случае у А-серийного звёздного экземпляра оптическая схема отличается от схемы М-серийного предшественника (она аж восьмилинзовая) и хотя на семилинзовом предшественнике буква М отсутствует – всё-таки стоит отнести его именно к М-серийному экземпляру. К-серийного объектива Pentax, который в точности копировал бы пятилинзовую оптическую схему своего резьбового (М42-Universal ) предшественника – объектива Takumar – я пока ещё не встречал и допускаю, что в самой ранней байонетной К-серии объектив с фокусом 300мм. и светосилой 4 просто отсутствует и его выпустили позже в ряду объективов М-серии (изменив оптическую схему).
Super-Komura 300мм. / 5 (Япония)
Объектив трёхсотник со сменным хвостовиком на оригинальном байонете, но такой системы сменных хвостовиков (и такие отдельные сменные хвостовики) я больше нигде не встречал. Возможно эту систему разработала и использовала только эта фирма. Также, возможно, только эта фирма имеет объектив-трёхсотник с такой интересной светосилой 5.
На объективе хвостовик заменён на выточенный резьбовой (М42-Universal), чтобы объектив можно было ставить на камеру любой системы. Старый хвостовик на байонет Nikon-F (Н) сохранён с возможностью вернуть его обратно без потерь.
Объектив довольно компактен для своего фокусного расстояния, поэтому альтернативного крепления ("пятки") лишён.
Обошёлся мне на "барахолке" примерно в 20$. Качество изображения хорошее.
Дальше у меня идут трёхсотники с меньшими светосилами – 5,6 и 5,5. Оптические схемы большинства подобных объективов абсолютно одинаковы и как под копирку делались большим числом фирм. Схема четырёхлинзовая, аналогичная описанным выше для 500мм. / 8, 400мм. / 6,3 и 350мм. / 5,6 – также две задние линзы неподвижны, а две передние двигаются по направляющей резьбе вдоль корпуса объектива, обеспечивая фокусировку. Качество изображения таких объективов очень хорошее и мне нравится даже больше, чем у эталонного Таира-3 на эквивалентной диафрагме (5,6 или 5,5). Правда, для этого пришлось пожертвовать светосилой.
Альтернативное крепление ("пятка") и выдвижная бленда самодельные – пришлось пожертвовать для этого паршивым вологодским Юпитером-21М (о нём ниже) с добавлением других запчастей. В результате получился отлично экипированный объектив для любых целей. Имеет систему сменных хвостовиков (Т2) под любую камеру. У меня в наличии – хвостовик на байонет К (Pentax и совместимые), универсальную резьбу М42-Universal и КП-А/Н (отечественный) на систему Nikon.
Обошёлся мне в своё время на "барахолке" около 20$, но сейчас такие объективы могут стоить от 100$ и выше.
Weltblick 300мм. / 5,6 (Япония)
Ещё одна оптическая фирма с немецким названием (weltblick = взгляд на мир), перешедшая под контроль Японии. Объектив даёт очень хорошее изображение, но его линзы мне пришлось пересаживать в другой корпус, который я купил по дешёвке из-за битого стекла, благо, как я уже говорил выше, такие объективы делались как под копирку большим числом фирм и там всё совпадало. Пересаживать линзы мне пришлось из-за так называемого слабого звена, которое внедрила в своё изделие эта фирма. Этим слабым звеном служила пластиковая резьба в сочленении, удерживающим альтернативное крепление («пятку»). Через какое-то время пластиковая резьба расшаталась, перестала держать, а при попытке закрутить её – проворачивалась и ослаблялась ещё сильнее. Вот как раньше в чисто механических изделиях пытались ограничить срок их службы, чтобы люди покупали новые. Ну а сейчас в изделиях, под завязку набитых электроникой, – эта задача стала ещё проще и решается практически всеми фирмами. А вот в те времена большинство фирм такие задачи не решало, поэтому этот объектив был единственным из имеющихся у меня, с таким слабым звеном. Все остальные имеют у меня сочленения с металлической резьбой. Фирма Weltblick производила оптику и на другие фокусные расстояния, но не пошла дальше универсальной резьбы М42-Universal и системы сменных хвостовиков (Т2), как в этом объективе.
Купил задёшево (около 10$), но хвостовая часть после сочленения у альтернативного крепления ("пятки") была явно длиннее – видно ввинчена от другого более длиннофокусного объектива подобной конструкции. Пришлось просить токаря обрезать эту часть и сделать резьбу в ней и в имеющемся у меня хвостовике. Результат получился с запасом (перебегом) по бесконечности, поэтому этот объектив можно ставить на любой корпус Nikon через простое переходное кольцо-адаптер без корректирующей линзы (ухудшающей качество изображения, но корректирующей больший рабочий отрезок корпусов фирмы Nikon). Посадка передней линзы очень глубокая – бленду можно не использовать.
Ещё один объектив под копирку, поэтому подробно на нём останавливаться не буду. Даёт хорошее изображение. Фирма Albinar производила оптику и на другие фокусные расстояния с различными креплениями – от резьбовых до байонетных, в том числе и на байонет К (Pentax и совместимые). Производила также корпуса камер на байонет К. Объектив имеет систему сменных хвостовиков типа Т2. У меня он с хвостовиком на универсальную резьбу М42-Universal, но есть хвостовики КП-А/Н (на Nikon) и Т2-К (на Pentax).
Обошёлся мне в своё время на "барахолке" около 20$.
Accura supertel 300мм. / 5,5 (Япония)
Из-за слегка увеличенной светосилы (5,5 вместо 5,6) схема у объектива несколько изменилась и стала более традиционной (классической), состоящей из трёх частей, где все линзы расположены в одном тубусе и этот тубус двигается по направляющим посредством фокусировочного кольца на резьбе, обеспечивая фокусировку. Эта схема тоже патентованная, поэтому и её использовали как под копирку многие фирмы. Качество изображения хорошее. Хвостовик сменный (типа Т2), под разные системы креплений, от резьбовых до байонетных. Фирма Accura производила оптику и на другие фокусные расстояния, но не пошла дальше универсальной резьбы М42-Universal и системы сменных хвостовиков Т2, как в этом объективе. По некоторым данным позднее фирма "Accura" была преобразована в фирму Sigma.
Был у меня ещё один объектив-трёхсотник этой же фирмы и назывался Accura diamatic 300мм. / 5,5. Он был уже более поздним – с прыгающей диафрагмой и репетиром. Схема, правда, опять стала аналогичной вышеописанным объективам-трёхсотникам со светосилой 5,6 (две задние линзы неподвижны, а две передние двигаются по направляющей резьбе вдоль корпуса объектива, обеспечивая фокусировку). Качество изображения давал такое же хорошее, но был ещё более громоздким (из-за прыгающей диафрагмы и репетира) и я его через некоторое время продал. (Ну разумеется – по грабительской спекулятивной цене!:-))
Этот объектив обошёлся мне в своё время на "барахолке" около 20$, но в последствии был мною продан.
Оптическая и механическая схема как под копирку с предыдущей. Даёт очень хорошее изображение. Фирма Hanimex производила оптику и других фокусных расстояний на универсальную резьбу М42-Universal и байонет К (Pentax и совместимые), а также корпуса камер на универсальную резьбу М42-Universal.
Обошёлся мне в своё время на "барахолке" около 20$.
Seimar-Donnex MD-K 300мм. / 5,5 (Япония)
Объектив был первоначально выпущен под старый байонет фирмы Minolta (Minolta-MD), но хвостовик был кем-то снят и выточен другой – под байонет K (Pentax и совместимые). Вообще-то работёнка была проделана немалая, а отдавали объектив почему-то совсем дёшево (около 50$).
Объектив очень компактен в длину (как и описанный выше АПО Телезенитар-K 300мм. / 4,5) и при фокусировке длину не меняет – передняя группа линз неподвижна – двигаются только задняя группа более мелких линз. Такую компактную конструкцию удалось создать благодаря добавлению дополнительных линз и объектив стал шестилинзовым. При этом качество изображения несколько смягчается по резкости и цветопередаче, но всё ещё остаётся хорошим. Я всё время таскал его в отпуска, но снимков делал совсем немного – в основном своего отца-пловца (бывшего чемпиона РСФСР) с берега далеко в воде крупным планом. Но позже объектив был мною продан примерно за цену покупки.
Объектив также очень компактен и в обхвате, имеет встроенную выдвижную бленду, а вот альтернативного крепления («пятки») из-за компактности лишён.
Очень компактный (для 300мм.) объектив на универсальную резьбу М42-Universal от некогда известного филиала фирмы "Asahi". (В своё время компания Sears торговала продукцией фирмы "Asahi" (Pentax, Takumar), а потом и сама начала производить оптику сперва на универсальную резьбу М42-Universal, а затем и на байонет К (Pentax и совместимые)). Позднее бренд стал корейским.
По компактности в длину не уступает самым компактным вышеописанным объективам-трёхсотникам (АПО Телезенитар (300мм. / 4), Seimar-donnex (300мм. / 5,5)), но при этом объектив ещё дополнительно снабжён альтернативным креплением ("пяткой"), что очень нелишне.
Схема традиционная классическая и по-видимому патентованная (взят сторонний патент для производства этого объектива), поскольку я видел достаточно много таких же объективов под другими марками (Soligor, Vivitar, ...). Имеется прыгающая диафрагма с репетиром и встроенная выдвигающаяся бленда. Фирма Sears изготавливала оптику и других фокусных расстояний сперва на универсальную резьбу М42-Universal, а затем и на байонет К (Pentax и совместимые).
Качество изображения очень хорошее.
Обошёлся мне на "барахолке" около 50$.
MC Sears-K 300мм. / 5,6 (Япония)
Это более поздний ещё японский объектив фирмы Sears. Позднее фирма Sears переехала в Корею. Объектив более новый, менее светосильный, более стройный (хотя не менее длинный) и без альтернативного крепления ("пятки"). Ну и ещё на байонет. Стал ли он при этом лучше снимать? Да нет – в фотооптике-то как раз прогресс с определённого времени пошёл в обратную сторону, особенно в части качества изображения.
Ну что фирме делать, если она когда-то выпустила отличный объектив и все кому надо его купили? Выпускать ещё более отличный! А если более отличный уже не сделаешь, а продавать что-то более новое надо? Вот и идут фирмы на смену оптических и механических схем, раз всё равно надо что-то новое делать. Вот и получается, что старые объективы снимают лучше новых, как вышеописанные, особенно самые старые примитивные (ещё четырёхлинзовые) и без всяких МС.
Но тем не менее этот объектив ещё по прежнему очень хорош. Имеет многослойное просветление (МС), выдвижную встроенную бленду. Поскольку является клоном-копией нижеописанного объектива – снимает так же хорошо.
Начал таскать его с собой с цифровой камерой Pentax для приближения различных объектов. Байонет позволяет быстро крепить и снимать его с камеры, а диафрагмировать при светосиле 5,6 совершенно не обязательно. При этом с учётом кропа 1,5 (пока ещё сохраняющегося на камерах Pentax) объектив превращается в мощный телеобъектив с фокусом 450мм. Вообще-то раньше для фото-охоты использовали объектив Таир-3 с фокусным расстоянием 300мм., который был у нас самым длиннофокусным и светосильным (4,5) объективом-рефрактором (не зеркально-линзовым (рефлектором)) и выпускался в формате фоторужья. Но лично я считаю, что для фотоохоты фокусное расстояние 300мм. слабовато. Более идеальным вариантом считаю фокус 400мм. и даже 500. Просто раньше чувствительности фотоматериалов делали фокус 300мм. более предпочтительным (оптимальным), поскольку даже плёнка 200 единиц ISO считалась высокочувствительной со всеми вытекающими негативными последствиями (например крупным зерном, вялыми цветами) и даже светосилы 4 (4,5) было во многих случаях недостаточно для съёмок с рук на чувствительностях 200 и даже 400 ISO. Что уж говорить про фокусы 400мм. и 500мм., где угроза шевелёнки ещё выше, а светосилы, как правило, ниже (даже светосила 4 (4,5) на таких фокусах крайне редка и связана с резким увеличением габаритов и стоимости). А более высокочувствительные фотоматериалы (чувствительней 200, а позже и 400 ISO), да ещё с приемлемым качеством, начали появляться позднее. На закате плёночной эры только плёнки в 800 ISO стали очень хорошими (1600 ISO так и не стали), а на современных цифровых зеркальных камерах чувствительности в 1600 ISO (и даже выше) стали вполне рабочими, да ещё дополнительно появившиеся системы стабилизации смещением матрицы позволяют снимать с гарантированным снижением угрозы шевелёнки на 3-4 ступени.
Поэтому на цифровых камерах с кропом можно смело использовать объективы 300 и 400 мм. (превращающиеся в 450мм. и 600мм.), что я и делаю. Ну а на не кропнутых камерах лучше брать объективы с фокусом 400мм. и даже 500.
Объектив обошёлся мне на "барахолке" чуть дороже 50$.
MC Revuenon-K 300мм. / 5,6 (Япония)
Абсолютно точный клон предыдущего объектива, вплоть до мельчайших деталей. От фирмы Revue (бывшей Chinon). Снимать будет так же, поэтому можно даже и не пробовать.
Обошёлся на "барахолке" в 50$.
RMC Tokina K/AR-M42 300мм. / 5,6 (Япония)
Насколько я могу судить по линзам и устройству – оптический и механический клон предыдущего объектива, несмотря на солидность обоих фирм. (Видать обленились делать что-то своё и берут сторонние патенты).
Объектив трёхсотник с невысокой светосилой 5,6, но очень добротно сделанный. Схема пятилинзовая, с классической системой фокусировки одним линзовым блоком. Объектив был очень популярен, поэтому фирма Tokina делала его на различные крепления, в том числе и на универсальную резьбу М42-Universal. Но на такую резьбу он очень дорого стоит, поэтому я взял значительно дешевле (около 30$) на старый уже неактуальный байонет К/AR фирмы Konica, демонтировал его, с помощью знакомого токаря подточил имеющийся у меня хвостовик на более актуальную универсальную резьбу М42-Universal и закрепил его взамен старого. Перед этим, правда, пришлось подточить и заднюю съёмную часть объектива, поскольку у камер фирмы Konica рабочий отрезок был существенно короче. Но у длиннофокусной оптики всегда есть значительный запас и по ходу червяка-геликоида (который я сместил для большего сдвига линзового блока по направлению к камере), и по задней хвостовой части (которую можно подточить). Для более короткофокусной оптики всё это сопряжение рабочих отрезков гораздо сложнее.
Некоторой проблемой стал запуск диафрагмы (апертуры), кольцо которой было сложно и опосредованно (не напрямую) завязано системой рычагов на байонет, который я удалил. Но всё равно диафрагму я запустил прямым приводом к диафрагменному (апертурному) кольцу через винты и жёсткую проволоку. Правда при этом точные значения были потеряны и диафрагма (апертура) получилась ненормированной. То есть она закрывается-открывается на полную катушку примерно с цифры 11 и до букв ЕЕ, но точные её значения не известны. В принципе при работе с самым удобным и распространённым приоритетом диафрагмы-апертуры никаких проблем не возникнет, поскольку затвор камеры будет подстраиваться под фактически выставленную диафрагму (апертуру). В системе с приоритетом выдержки (скорости затвора) почти все мои объективы всё равно не могут работать из-за отсутствия в них электронного сопряжения с камерой, поэтому проблема может возникнуть только при съёмке со вспышкой, когда при её работе в авторежиме – нужно выставить строго определённое значение диафрагмы (апертуры), чтобы импульс корректно освечивал в пределах заданных расстояний. Но такими мощными объективами, как правило, со вспышками не работают, поскольку портреты ими практически не снимают (для этого используют гораздо более короткие фокусы), а люди в полный рост получаются на таких расстояниях, куда вспышки, в основной своей массе, не добивают.
В своё время фирма Konica имела свою обширную линейку зеркальных камер и объективов к ним со своим байонетом K/AR. Потом всё это фирма сняла с производства, перейдя на выпуск мыльниц. Позднее, в начале цифровой эры, слияние с фирмой Minolta привело к созданию объединённого бренда Konica-Minolta со своими цифровыми зеркальными камерами и объективами к ним. Байонет при этом был взят более поздний автофокусный от фирмы Minolta (Minolta-AF). Потом этот бренд купила фирма SONY и теперь он продолжает существование под этим именем. Ну, разумеется, вся оптика опластмассилась, осопливилась, выродилась, ну и т. д. и т. п. Байонет в третий раз фирма SONY менять не стала, но теперь он называется не Minolta-AF, а Minolta-A, из-за того, что фирма Cosina купила бренд "Carl Zeiss" и наладила выпуск под этот автофокусный байонет знаменитой линейки неавтофокусной цейсовской оптики (Sonnar-ов, Planar-ов, Tessar-ов, Distagon-ов и др.). Вот она ностальгия по старому, надёжному, проверенному и качественному. И, я думаю, даже у тех, кто не застал той "золотой эры железной оптики".
Качество изображения этот объектив даёт по-прежнему хорошее, не хуже более старых объективов.
При этом надо учитывать, что объективы трёхсотники наводятся мною на очень дальний объект с надписью и это не совсем объективный показатель. Например, при когда-то сделанных мною более подробных сравнениях объективов трёхсотников Таир-3 и АПО Телезенитар-К с одинаковыми параметрами 300мм. / 4,5 на очень дальней дистанции результат Таира понравился мне больше, а вот на более ближних дистанциях в моих глазах выиграл АПО Телезенитар. Просто тогда у меня было поменьше оптики и я мог себе позволить более тщательное её тестирование.
Очень часто переделываемые объективы снимают не просто не хуже, а даже лучше, чем с родным хвостовиком (как в этом случае), поскольку как мною было неоднократно замечено – в результате массового производства во многих изделиях (частях изделий) бывает очень сложно избежать отклонений параметров и в данном случае это касается хвостовиков, которые люфтят в задниках и не сидят плотно без винтов, но и винты могут стабилизировать хвостовик не точно по центру. А во время переделки я прошу токаря подогнать заменяемый хвостовик для конкретного изделия очень плотно и без люфтов (и это, как говорится, не массовое производство, а индивидуальный подход).
Данный объектив был мною впоследствии продан человеку, который предварительно протестировал его на своей цифрозеркалке Canon и остался очень доволен.
Старый металлический объектив "эры железной оптики" с классической схемой фокусировки перемещением всего линзового блока. Оптическая схема похоже какая-то своя (например две последние задние линзы очень далеко отстоят друг от друга), но подобная аналогичным классическим, патентованным для таких светосил (на таком фокусе). Очень нелишнее вращающееся альтернативное крепление ("пятка") с фиксатором. Переделан мною с байонета Nikon-F на универсальную резьбу М42-Universal с помощью стандартного резьбового хвостовика и с сохранением всех полезных свойств (кроме прыгающей (но только на камерах Nikon) диафрагмы).
Куплен чуть дороже 50$, но потом продал его человеку, который покупал его для цифрозеркалки SONY, предварительно протестировал и остался очень доволен потрясающей резкостью и цветопередачей в сравнении с родными сраными погаными современными новодельными автофокусными пластиковыми поделками.
К этим же выводам пришёл ещё раньше и я, протестировав объектив после покупки и переделки. Вообще продаю излишки, когда нужны деньги для чего-то великого, но, разумеется, у меня ещё остаются не менее замечательные изделия (см. другие трёхсотники).
MC Sonnar 300мм. / 4 (Германия (ГДР))
Я думал, что никогда не куплю этот объектив из-за его очень высокой цены (как правило выше 400$), но тут на "барахолке" увидел дешевле 200$ в идеальном состоянии и решил взять. Этот объектив производила фирма "Carl Zeiss" социалистической части некогда разделённой Германии (ГДР) и он двухформатный, то есть рассчитан на установку как на широкоформатные камеры Pentacon Six, так и на самый распространённый и привычный узкий формат (24мм. на 36мм.) через пристыковывающийся хвостовик-адаптер с универсальной резьбой М42-Universal. Объектив достался мне уже укомплектованным таким хвостовиком. Вообще-то промышленность социалистической Германии (ГДР) делала многие объективы с такой двойной системой. Подобные трёхсотники делались также под маркой Orestegor (Orestegor 300мм. / 4) фирмой Meyer-Optic и Pentacon (Pentacon 300мм. / 4), объединением Pentacon, но эти объективы (в отличие от Sonnar-а) были почти одинаковыми пятилинзовыми клонами, поскольку по-видимому сначала их производила фирма Meyer-Optic, а затем производство перехватило объединение Pentacon.
Под теми же марками (Carl Zeiss, Pentacon, Meyer-Optic) со сменными хвостовиками под два формата делались также и объективы с другими фокусными расстояниями (135мм., 180мм., 200мм. ...).
Объективы трёхсотники от Pentacon и Meyer-Optic как правило менее редки в продаже и стоят заметно дешевле, чем этот Sonnar от "Carl Zeiss Jena". Из-за своей двухформатности объективы довольно громоздки, поскольку кроют круг изображения заведомо больший, чем необходимо узкоформатной оптике для покрытия кадра 24мм. на 36мм. и таким образом из-за запаса по покрытию круга изображения для узкого кадра сохраняют более однородные характеристики качества от центра к краю узкого кадра, чем узкоплёночная оптика. Но это отражается на габаритах и цене. Как правило широкоформатная оптика стоит значительно дороже узкоформатной.
И ещё. Фирма "Carl Zeiss Jena" входила в объединение Pentacon, но делала объективы под своей маркой ("Carl Zeiss Jena") и со своими оригинальными названиями (Sonnar, Pancolar, Biotar, Tessar, Flektogon и др.), между тем как другие объективы этого объединения шли под марками Pentacon. Как правило объективы этого объединения под марками Pentacon и "Carl Zeiss Jena" дополняли друг друга разными светосилами при одном и том же фокусном расстоянии, либо различались фокусными расстояниями, но иногда и дублировали друг друга (как в случае с трёхсотниками). Однако у серьёзных фотографов изделия именно под маркой "Carl Zeiss Jena" ценятся особенно высоко.
Схема этого объектива шестилинзовая.
Качество изображения хорошее.
MC Prakticar 300мм. / 4 (Германия)
После объединения двух Германий (социалистической и капиталистической) социалистическое производство ГДР было сперва унитаризовано капиталистами и корпуса камер начали называться Praktica, а объективы к ним Prakticar. Навязан был также и свой байонет (P). На короткое время на объективах было разрешено продолжать наносить марку "Carl Zeiss Jena". Потом всё это капиталисты разрушили, превратив некогда легендарное оптико-механическое производство социалистической Германии в банальную "мыловарню".
Этот объектив ещё из остатков славных времён, достался мне по цене дешевле 200$ уже переделанным каким-то умельцем c байонета P на резьбу М42-Universal посредством закрепления соответствующего подходящего хвостовика. Правда мне потом этот хвостовик и задник объектива пришлось дополнительно дотачивать с помощью знакомого токаря, поскольку всё это было не отцентровано центрующим выступом и нормально не сидело (объектив даже не доводился до бесконечности). Именно так и можно вдохнуть в такие более поздние ГДР-овские объективы вторую жизнь, поскольку с "убитым" неактуальным байонетом они, в отличие от более ранних изделий, мало куда годятся.
Объектив снабжён встроенной выдвигающейся блендой и альтернативным креплением ("пяткой").
Качество изображения хорошее.
MC APO Arsat Яшма - 4Н 300мм. / 2,8 (Украина)
Некогда отечественное "чудо-юдо" под названием Яшма говорило о том, что наши могли делать всё и наконец-то сбылась моя "мечта идиота" купить объектив трёхсотник с такой экстремальной светосилой (2,8). Наши делали Яшму на Украине в составе СССР, но конкретно этот объектив из более поздних (выпущенных позже 2000-го года) с клеймом Made in Ukraine (Сделано в Украине), что говорит о том, что Украина продолжала (продолжает?) своё унаследованное от СССР гражданское фотографическое производство, между тем как Россия ещё до 2000-го года последнее из оставшегося такого производства полностью ликвидировала.
Была информация, что Украинский завод "Арсенал" (автор этого и многих других объективов) совместно с какой-то американской фирмой наладил поставку многих своих объективов и камер (включая широкоформатные) в другие страны.
"Эру железной оптики", таким образом, Украинский завод Арсенал отодвинул за 2000-й год, поскольку этот объектив почти полностью (за исключением незначительных мелочей) в добротном металлическом конструктиве, 8-ми линзовый, с внутренней фокусировкой одним двухлинзовым компонентом (что не удивительно для объективов с такими параметрами из-за огромного размера (и массы) переднего линзового блока, который едва ли возможно сделать подвижным без ущерба для прочности и для огромной передней линзы которого даже нет стандартных крышек и фильтров (таких диаметров просто не выпускают)). Вместо передней крышки у объектива затягивающийся кожаный чехол-накидка с внутренней мягкой отделкой, фильтры вкручиваются с тыльной стороны (задней, за задней линзой), поскольку передних фильтров с таким диаметром просто не делают. Объектив снабжён аж двумя блендами: - одна жёсткая очень глубокая для съёмки против света, а другая обрезиненная более мелкая с возможностью варьирования длины. Ну и дальше – всё что полагается для уникального редчайшего изделия: – вращающееся фиксируемое альтернативное крепление ("пятка") с дополнительным башмаком с ремнём для транспортировки, дополнительное кольцо-ограничитель дальности наводки на резкость, тканевый чехол с внутренними съёмными мягкими стенками и вхождением туда глубокой жёсткой бленды, в которую полностью помещается объектив (для упрочнения конструкции чехла при транспортировке); кромки передней части объектива выступают за пределы передней линзы и обрезинены, поскольку объектив устойчив только при поставке передней частью на поверхность (например во время хранения). Лепестки диафрагмы (апертуры) зачернены, отлично зачернены также и внутренние поверхности объектива, часть которых в ответственных местах имеет рифление. Вообще хорошее (не халтурное) чернение внутренних поверхностей обязательно уже для объективов от 200мм. и выше (из-за критичного увеличения площади соприкасающихся со светом внутренних поверхностей), а на 300мм. и выше, как правило, дополнительно применяют рифление (из-за ещё большей критичности светопоглощения).
В конструкции объектива использованы стёкла с многослойным просветлением и сверхнизкой дисперсией, что, в сочетании с оптической схемой, максимально минимизирует дисперсию (хроматизм) во всём диапазоне длин волн света (цветов) и относит объектив к классу Апохроматов (АПО), что отмечено на данном объективе.
Из мелких несущественных чисто косметических недостатков могу отметить лишь не слишком гладкую (рыхлую) поверхность на некоторых небольших внешних поверхностях, что связано с недостаточно тщательной шлифовкой пресс-форм для отливки и это является некоторым отличительным признаком (знаком) почти всех изделий Украинского завода "Арсенал" (фирмы "Арсат"). На данном изделии это менее всего заметно, поскольку в нём большие поверхности всё же заливались в хорошо зашлифованные пресс-формы, но на других заметно сильнее, поскольку там почти всё заливалось в не слишком хорошо зашлифованные пресс-формы (Мир-24Н (35мм./2), Телеар-22 (200мм./3,5), Калейнар-5Н (100мм./2,8), ... ).
Объектив крайне редок (видел в продаже на "барахолке" всего пару раз, включая этот), а с такими параметрами объективы с ручной фокусировкой (не говоря уж про автофокусные) чрезвычайно дороги и цена этого всего в 500$ дешевле импортных аналогов минимум раза в 3-4. Это раньше купить какой-нибудь старый неавтофокусный Nikkor с такими параметрами примерно за $1000 было вполне реально (да и выбор был), а теперь они вымыты из продажи в прежнем количестве и теперь за какие-нибудь отдельные ещё попадающиеся экземпляры просят больше.
В неавтофокусном варианте объективы с такими параметрами делало немного фирм, да и те – только первого эшелона (Nikon, Carl Zeiss, Tamron adaptall-II). В автофокусном исполнении (гораздо менее надёжном, долговечном и качественном) фирм стало поболее, но и цена стала просто запредельной и по этой причине такие объективы делаются вообще под заказ (в единичных экземплярах).
Данный объектив предназначен для использования с камерами с байонетом Nikon-F, но хвостовик легко снимается, сохраняется (на случай возврата для камер с "родным" байонетом), а вместо него ставится стандартный резьбовой хвостовик с проточкой центрующих стенок с помощью знакомого токаря и отверстий под винты с помощью знакомого слесаря. При этом АI-навесы могут быть как оставлены, так и сточены, и превратить объектив обратно в AI можно накладной (привинченной, приклеенной) ламелью или штырьком (винтом) вставленным (ввинченным) в торец кольца диафрагм (апертур). Но я никому не советую связываться с камерами Nikon из-за слишком недружественного рабочего отрезка, что для переделки объективов наоборот слишком благоприятно, а вот для установки других объективов (например резьбовых) на камеры Nikon наоборот. Ну вы и так все прекрасно с моей помощью уяснили, что FUCK NIKON BODY и надо брать камеры Pentax (ну на худой конец Canon, Sony, Olympus). Но камеры Pentax купить труднее всего и в подавляющем большинстве торговых точек Вы эти камеры не увидите. Это связано с нелюбовью агентов влияния запада к самой лучшей совместимости камер Pentax со старыми отечественными и импортными объективами, при которой можно купить камеру Pentax, а объективы использовать старые надёжные плёночные с самым минимумом проблем. А Они (агенты влияния запада) хотят сбагрить нам как можно больше (и камеры, и сопливые объективы, и ещё какие-то аксессуары к ним) и содрать все шкуры, ободрать по полной, раздеть догола. И фирма Pentax им как кость в горле!
Снимать этим объективом я, возможно, вообще никогда не буду, а оставлю для коллекции. Слишком велики габариты, слишком тяжело с ним таскаться, да и в цифровую эру не нужны слишком высокие светосилы, поскольку чувствительности матриц варьируются в широких пределах и чем дальше, тем меньше проблем на высоких значениях. Уже сейчас рабочими можно считать чувствительности вплоть до 3200 - 6400 ед. ISO. Объектив был протестирован мною на плёнку и показал очень неплохой результат уже начиная с максимальной светосилы 2,8.
Объектив эры "железной оптики" от знаменитого производителя. Из железа даже обшивка фокусировочного кольца типа "алмазная грань". Сделан без альтернативного крепления ("пятки"), но для такого большого объектива это неудобно, поэтому "пятку" пришлось внедрять в тело объектива с помощью знакомого токаря и слесаря, благо место для этого нашлось. Пятку сделал как полагается – вращающуюся, с гнездом под штативную головку и фиксатором. Объектив дополнительно имеет макро-режим с масштабом 1:4, но пользоваться им почти невозможно. Дело в том, что фокусировка объектива осуществляется классическим передвижением всего линзового блока, а макро-режим, активируемый дополнительным выкручиванием переднего линзблока за рифлёную переднюю часть, как бы разделяет (раздвигает) единый линзовый блок всего объектива на две части и передний линзблок отодвигается от заднего. И видно на это не рассчитана оптическая схема, поскольку при небольшом выдвижении (небольшом макро) на дальних дистанциях деградация качества ещё не столь заметна, но на более близких, а тем более самой близкой с масштабом 1:4 ни о каком качестве изображения говорить не приходится – резкость почти полностью пропадает, цвета размываются. Если Вас устраивает такой мощнейший софт, а точнее грубая нерезкость – тогда макро-режимом можно пользоваться. Но думаю, что такое макро у фирмы просто получилось, поскольку она на нём почти не заморачивалась и оптическую схему специально для него не рассчитывала. И думаю, что мало кому нужен такой "макро-режим". Поэтому этим объективом лучше снимать в обычном режиме, забыв про макро. В обычном режиме всё как будто неплохо чисто визуально, да и тест на плёнку показал хороший результат. Хвостовик у объектива сменной системы YS-PM. Он отвинчивается-навинчивается по аналогии с ранней системой сменных хвостовиков Т-2 от Tamron. Аналогичная система имеется на другом моём объективе Polaris 135мм./1,8 (описан в разделе 135мм.), но там написано YS-PE (другая последняя буква). По-видимому это взаимозаменяемые хвостовики и похоже что они производились на любую систему, но у меня они на универсальную резьбу М42-Universal и это, пожалуй, наилучший вариант. При этом у данного объектива в хвостовике имеется дополнительный удобный нажимной рычаг-репетир диафрагмы (апертуры), который позволяет по нажатию быстро закрывать диафрагму (апертуру) до установленного значения и, по отпусканию, открывать обратно. В наличии многослойное просветление и ещё в комплект входит очень глубокая приставная навинчивающаяся бленда (очень большой длины) с внутренней бархатной отделкой.
Обошёлся на "барахолке" примерно в 100$ и это очень дёшево. Таких денег обычно стоят менее светосильные трёхсотники (со светосилами 5,5 , 5,6).